Устранение девиантного ярлыка

Однажды навязанный девиантный ярлык трудно, а иногда невозможно устранить. Тем не менее, многие девианты ухитряются стереть ярлык и отказаться от девиантной роли. В этой статье мы интересуемся не теми, кто может избежать девиантного ярлыка относительно легко (например, если кто-то имеет лишний вес, он может сесть на диету), а скорее теми, чьи ярлыки трудно устранить. Хотя мы сосредоточим внимание на алкоголиках, те же аспекты применимы к другим девиантным ролям.

Устранение девиантного ярлыка

Проблемы устранения девиантной роли иллюстрируются социологическими исследованиями деятельности организаций «Анонимные Алкоголики» (АА), занимающейся анонимным лечением алкоголиков (Исследования проводились в Америке). В АА можно найти примеры, когда алкоголики бывают в состоянии стереть свои девиантные ярлыки и заменить их социально приемлемыми, «вылечиваясь от алкоголизма».

Устранение ярлыков может происходить тремя основными методами:

Девианты могут организовать изменение правил, норм или законов общества, чтобы сделать отклоняющееся от нормы поведение приемлемым, как это сделало движение за права гомосексуалистов, чтобы снять с них ярлык девиантности.
Профессионалы, часто первоначально применяющие девиантный ярлык, могут устанавливать церемонии устранения ярлыка, когда они публично объявляют, что отклоняющееся поведение перестало быть таковым, а индивиды, его практикующие могут вернуться в широкое сообщество. Примером может служить исключение Американской Психиатрической Ассоциацией гомосексуальности из списка душевных болезней.
Организации взаимопомощи могут содействовать девиантному индивиду вернуться к согласию с социальными нормами. Эти организации могут также помочь создать социально приемлемый стереотип «исправившегося» девианта. АА является организацией взаимопомощи, которая предоставляет алкоголикам возможность объединиться вместе с целью прекращения практики девиантного поведения (неумеренного употребления спиртного) для того, чтобы создать условия для возобновления нормальных профессиональных, супружеских и общественных ролей.
АА используют различные методы, чтобы помочь алкоголикам прекратить девиантное поведение. Члены организации полагают, что алкоголики имеют биологическую предрасположенность к спиртному, толкающую их на путь алкоголизма. Это сталкивается с альтернативным мнением, что алкоголики ответственны за свои действия или, что алкоголизм является формой душевной болезни.

Чтобы помочь в дальнейшем процессе устранения ярлыков, АА доказывают, что поскольку девиантность алкоголиков происходит от неумеренного потребления алкоголя, как только они прекратят пьянство, их девиантный статус исчезнет. АА так же создали довольно необычную форму раскаяния. Признавая, что они алкоголики, алкоголики предположительно вступают на путь устранения ярлыка и приобретения более респектабельного статуса «экс-алкоголика».

АА так же подчеркивают деградацию, вызываемую пьянством. Показывая насколько низко опустились некоторые алкоголики, они создают негативный образ, с которым никто из их подопечных не хочет себя идентифицировать. Тем самым создаются предпосылки для изменения «Я-образа».

Хотя АА действуют более успешно, чем другие организации в оказании помощи людям, в избавлении их от девиантности, имеется несколько уточняющих данных о степени успешности их действий в рамках целого общества. АА является организацией для среднего класса, мало внимания уделяющей людям из менее благополучных социальных групп. Так же можно утверждать, что добровольное членство делает АА успешной организацией, т.к. те, кто решил вступить в нее, являются наиболее мотивированными решить свои проблемы с алкоголем. Это важный момент!

Дело в том, что можно выделить два типа отношения к ярлыку и предписанной им роли. Первый — идентификация, принятие ярлыка и отождествление себя с ним. В этом случае ярлык становится доминирующей частью «Я-образа». Личность организуется вокруг этого самоопределения, что задает «девиантную схему интерпретации действительности».

Если девиантный ярлык вызывает у него какой-то дискомфорт (что, скорее, будет связано с внешними причинами — социальное отторжение), то для него возможны два пути: 1) жесткая ресоциализация личности, предполагающая ее насильственную перестройку, вплоть до базовых основ мировосприятия. Пример: «депрограмирование членов тоталитарных сект» 2) изменение нормативной системы, чтобы сделать внутреннее ощущение «нормальности» легальным, придать своей девиантности статус нормальности. Этот путь можно назвать нормативной инверсией (по аналогии с магнитной инверсией — сменой магнитных полюсов). Пример: «гей-движение».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.