Поведение человека, потенциально и бесконечно разнообразно. Поведение, согласно нормам означает значительное ограничение этого разнообразия, сведение всех возможных поведенческих альтернатив к одной — нормативной. Учитывая, что одна из главных ценностей современной цивилизации — свобода, будет не лишним рассмотреть данный аспект социализации подробнее. Не означает ли следование нормам ограничением «естественного права» человека – свободы самовыражения. Одна из модных концепций нормативности сегодня – это концепция «ценностного и поведенческого плюрализма». Обобщенно ее можно сформулировать следующим образом: «каждый вправе делать все, что он хочет, если это не приносит вред другим людям». Лозунг популярный и часто воспринимается, как нечто само собой разумеющееся. Однако строгий научный подход к проблеме с позиций социологии и психологии, заставляет усомниться в истинности подобного принципа.
Используем для начала социологический ракурс анализа. Для того, что бы общество существовало, как некая упорядоченная целостность, необходимо «согласие умов». Нужен некий минимум обязательных для всех идей, норм и принципов, дающий общую схему реальности. В противном случае общество окажется дезинтегрированным и его существование будет поставлено под угрозу. Главная задача всех норм — не допустить социального хаоса, упорядочить социальную реальность. Вспомним историю — неотъемлемыми атрибутами любой развитой цивилизации являются общая нормативная и мировоззренческая (религия или идеология) база. Когда нормативное единство ослабевает (обычно это следствие изменений общей картины мира), наблюдается «падение нравов» — верный признак заката цивилизации. Вспомнить, хотя бы эллинистическую Грецию или позднеимперский Рим.
Чтобы избежать дезинтеграции общество вынуждено приспосабливаться, вводить новые типы регуляторов. Неслучайно, по мере возрастания плюралистичного современного общества, все более возрастает роль права. Юридическая сфера постоянно расширяется, беря под свой контроль все новые зоны реальности. Наконец представьте себе, что в соответствии с принципом «делай все, что хочешь, но не наноси вреда другим» станут необязательными такие нормы, как долг, совесть, трудолюбие, верность в дружбе и др. — совместная жизнь людей станет попросту невозможной. Жить в обществе себе подобных — значит ограничивать свое «Я».
Во-вторых, психологический ракурс анализа нам подсказывает, что главный источник неизбежного, в случае отсутствия норм, хаоса — это человек. В отличии от животных мы не имеем врожденных регуляторов поведения. Эту функцию берут на себя нормы, навязываемые нам обществом. Интересно, в этом смысле, первоначальное значение слова «этика» — этос — это стойло для скота. Другими словами быть этичным — означает загнать в рамки свою биологическую сущность.
Отец психоанализа, З.Фрейд, описывал процесс развития человеческих обществ, как постоянное самоограничение биологических побуждений (в первую очередь, сексуальности и агрессивности), перевод их энергии в нормативно приемлемые рамки. Нормы нам нужны, они направляют и придают смысл нашей активности. Человек, делающий все, что ему хочется, как правило, фиксируется на примитивных удовольствиях биологического типа: положительные пищевкусовые и сексуальные ощущения. Это, по сути, поведение животного, а не человека. Примеры из обыденной жизни это подтверждают: любой, кто чего-то добился в жизни, знает, что достижения предполагают самодисциплину, самоограничение, часто — самонасилие.
Тема социализации в ее различных аспектах интересна и обширна, мы коснулись лишь тех моментов, которые связаны с рассматриваемой темой норм и отклонений. Описав, в общих чертах, как нормы закрепляются, мы далее переходим к тому, как они поддерживаются.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.