Знание норм и социальных контекстов предполагает наличие развитого интеллекта. Интеллект — это наш способ постижения мира. Без него невозможно ни знание норм, ни самооценка собственного поведения, ни прогнозирование последствий нарушения социальных норм общества. Попробуем рассмотреть подробнее процесс интеллектуального развития.
Согласно идеям французского психолога Ж.Пиаже, развитие когнитивных способностей является результатом адаптации ребенка к внешнему миру. Поскольку человек от рождения помещен в незнакомую и, часто, дискомфортную реальность, то перед ним стоит задача приспособиться к внешним условиям. Само поведение человека строится согласно схемам деятельности, имеющимся в его распоряжении. Приспособление означает либо применение уже имеющихся схем к новым ситуациям (ассимиляция), либо изменение старых и выработку новых схем (аккомодация). Процесс усвоения новых и обогащения имеющихся схем протекает последовательно. Пиаже выделял три главные стадии когнитивного развития: сенсомоторную, стадию конкретных операций и стадию формальных операций.
На первой, сенсомоторной стадии (примерно, до двух лет), осуществляется становление и развитие чувствительных и двигательных схем. Ребенок знакомится с окружающим миром непосредственно: он слушает, смотрит, трогает, нюхает, пробует на вкус, манипулирует, ломает и т.д. Все это позволяет ему накопить достаточно чувственных образов мира, чтобы приступить к символической деятельности — заменять манипуляции с самими предметами манипуляциями с символами.
На стадии конкретных операций (от 2 до 11-12 лет) преобладает именно символическая деятельность. Символическое мышление развивается параллельно овладению языком и другими знаковыми системами (жестами), позволяющими представлять бесконечную разнообразность окружающего мира в конечном наборе символов и знаков. Ребенок учится сравнивать, классифицировать, упорядочивать — т.е. совершать конкретные действия с какими либо элементами действительности.
На стадии формальных операций (12-15 лет и далее) заканчивается формирование понятийного мышления. Все большую роль в познании мира начинают играть гипотезы и дедуктивные умозаключения. Мышление становится абстрактным — отвлеченным от непосредственной реальности. Именно на этой стадии заканчивается формирование нормативного и нравственного мышления, связанное с понятиями «справедливость», «добро», «зло», «грех», «добродетель» и т.д. Для нас особый интерес представляют правила мышления, которыми человек должен овладеть на этой стадии. Эти правила делают мышление «нормальным», логичным. Большинство людей, даже не изучавших логику, умеют мыслить правильно. Мы пользуемся интуитивной логикой в нормативных рассуждениях, типа «человеческая жизнь — высшая ценность, поэтому убийство — самый страшный грех». Логическое мышление становится возможным благодаря глубокому владению языком, в котором, помимо всего прочего, отражены все нормы и правила, регулирующие жизнь людей. На поведение человека накладывается лингвистическая схема, делающая его поведение «нормальным» и дающая ему рецепты взаимодействия с реальностью.
Нормативное и нравственное развитие тесно связаны с когнитивным. Здесь так же можно выделить несколько стадий, имеющих прямую связь с развитием интеллекта. Процесс внедрения норм, можно представить на примере норм чистоплотности. Суждение «мама сердится на меня сейчас» (простое восприятие) трансформируется в суждение «мама сердится на меня за то, что я написал в штаны» (конкретное восприятие), а затем в суждение «мама сердится на меня всякий раз, когда я писаю в штаны» (первичное обобщение). Происходит фиксация связи между поведением и его последствиями. Можно назвать этот уровень нравственного развития инструментальным. Основной мотив выполнения нормы на этой стадии — прямая выгода (избегание наказания и получение поощрения).
На следующей стадии нормативный горизонт расширяется. Первичное обобщение связывается с другими похожими обобщениями: суждение «бабушка, папа, сестра тоже против того, чтобы я писал в штаны» связывается с суждениями «воспитатели в детском саду ругают меня, когда я писаю в штаны» и «сверстники смеются надо мной, когда я писаю в штаны». Происходит формирование вторичного обобщения, «люди, вообще против того, чтобы другие писали в штаны». Эту стадию можно назвать конвенциональной, норма рассматривается, прежде всего, с позиций социального согласия и возможных реакций других людей. Мотив выполнения норм принимает выраженную социальную окраску (одобрение или неприятие со стороны других). В целом нормы все еще рассматриваются с позиций выгоды.
Наконец на третьей стадии происходит конечное обобщение, «человек не должен писать в штаны». Следствием этого должно стать формирование нормативной интенциональности: «я никогда не буду писать в штаны». В социальной психологии эта стадия описывается, как «формирование обобщенного другого». «Обобщенный другой» (человек вообще) — это нормативная абстракция, заменяющая «конкретных других» (мама, бабушка, сестра, воспитатели, сверстники и т.п.). Только на этой стадии возможна полная интернализация норм. Именно на этой стадии можно говорить о настоящей нравственности — стремлении поступать в соответствии со своими принципами.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.