Сказкотерапия – это такой прием воздействия на психику ребенка, с помощью которого можно диагностировать, формировать или корректировать определенные структуры и качества личности. Это воздействие осуществляется путем использованию фольклорной литературной формы – сказки, которая является универсальным языком, увеличивающим вероятность понимания на всех уровнях: бессознательном, подсознательном и сознательном.
Сказкотерапия эффективна при работе с неврозами разнообразной природы у детей, страхами, поскольку помогает осознать проблему и пути ее преодоления. Комбинируя сказкотерапию с игровыми методами можно добиться положительных результатов даже в короткие сроки (в зависимости от глубины внешнего или внутреннего конфликта).
Выбор сказок для терапии
Каждая сказка, используемая в работе психолога с дошкольниками должна отвечать следующим правилам:
- Персонаж, являющийся главным действующим лицом, должен быть прописан таким образом, чтобы ребенок мог себя с ним идентифицировать максимально полно. При этом можно использовать: внешнее сходство, возрастную группу, гендерный фактор, отличительные качества характера и темперамента и там далее;
- Ценности, нравоучения и образцы поведения не должны быть представлены, открыто и дословно. В сказке используется метафора, которая помогает снизить сопротивление и нивелировать социальные механизмы, с одной стороны, и дать возможность абстрагироваться от актуальной проблемы, с другой;
- Множественность смыслов. Сказка строится таким образом, чтобы оставалось пространство для самостоятельного вывода, решения, для поиска своего смысла. Таким образом, в сказкотерапии практически нет рамок, что способствуем максимальному раскрытию ребенка;
- В сказке должен быть контраст между категориями добра и зла. Счастливый финал – обязательное условие;
- В сказку закладывается потенциал, возможности ее героев значительно расширяются благодаря использованию магии и волшебства. Подобный прием способствует осознанию и раскрытию имеющегося у ребенка потенциала;
- Работа со сказкой проводится в нескольких направлениях – прочтение, переписывание, проигрывание, рисовка сюжетов и персонажей, что позволяет детально проработать проблему.
В чем польза?
Что касается эффективности сказкотерапии в работе с детьми-дошкольниками, то здесь успех гарантируется тем, что в ходе работы со сказкой удовлетворяются актуальные в этом возрасте потребности:
- Активность. Главный герой сказки, роль которого в ходе работы примеряет на себя ребенок, всегда активен. Более того, его действия своевременны и успешны. Такая особенность является следствием необходимости бороться и побеждать;
- Самостоятельность. Герой принимает решения и действует автономно и независимо, что дает возможность сформировать у ребенка не только самостоятельность, но и ответственность, и умение отстоять свою позицию;
- Высокая оценка своих знаний и умений. Герой, олицетворяющий добро, оказывается способным преодолеть страхи, трудности и конфликты и в итоге оказаться победителем. Это повышает самооценку и уверенность в своих способностях.
Сказкотерапия – один из ведущих методов работы психолога с детьми дошкольного возраста. Поскольку сказка помогает оказать сильный эффект при мягком воздействии.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.