Поведение толпы

Психологи, занимающиеся исследованием поведения масс, уже давно заметили, что поведение человека в толпе меняется — человек может стать абсолютно неузнаваемым, неадекватным, способным на жестокость и убийство – всего этого возможно он и не сделал бы в одиночку, самостоятельно…

Поведение толпы

Революции и массовые движения XIX — XX вв. дали исследователям множество примеров девиантного поведения массового типа.

Современность тоже полна подобными сюжетами. Те, кто видел по телевизору записи старых концертов группы «Битлз», могли обратить внимание на не вполне адекватное поведение публики, и, прежде всего, кричащих, плачущих от восторга, заламывающих руки женщин. Не совсем нормальным бывает поведение публики и на рок-концертах, футбольных стадионах и в других местах массовых мероприятий.

Описывая такие внутренне неорганизованные группы, ученые используют термин «социальный агрегат». В отличии от других типов групп агрегат не имеет внутренней структуры, то есть статусов и ролей, а в поведении людей отсутствует личностный аспект. «Нормальные» индивидуально-психологические процессы в агрегате протекают совсем по-другому. В обычной жизни, «нормальное» поведение предполагает наличие самосознания (Я-образа), придающего поведению личностный характер. Люди отличаются друг от друга своей индивидуальностью, проявляющейся как в личностном поведении (например: дружба, любовь), так и в ролевом поведении (например: профессия, общение с посторонними). «В норме», большинство людей контролируют проявление своих эмоций, подстраиваясь под существующие правила приличия, или «внимая доводам разума». Таким образом, индивидуальность, самоконтроль и рациональность можно рассматривать, как атрибуты «нормы». В агрегате эти атрибуты полностью отсутствуют, заменяясь своей противоположностью.

Во-первых, исчезает «Я-идентичность», чувство собственной индивидуальности, своего «Я». Она заменяется «Мы-идентичностью», чувством общности, индивидуальность при этом утрачивается. Образуется как бы групповая виртуальная личность, подчиняющая себе индивидуальные личности. Как результат, люди, составляющие агрегат теряют чувство ответственности за свои действия — даже самые девиантные. Ответственность — это атрибут «Я», она носит личностный характер. «Мы-образ» предоставляет «амнистию» любым поступкам, на момент их осуществления, позже, выйдя из агрегатного состояния человек способен испытывать раскаяние.

Во-вторых, резко возрастает эмоциональность мышления и импульсивность поведения. Агрегат всегда эмоционален, эмоции превалируют над разумом. Можно сказать, что мышление становиться эмоционально-образным. Эмоции отличаются крайностью и простотой, агрегату не свойственны тонкие переживания. Как следствие, люди, составляющие агрегат, оказываются не способными к сложным рассуждениям.

В-третьих, агрегат ориентирован на действие, дающее выход эмоциям. Активность агрегата требует выхода, и, как правило, находит его.

В-четвертых, агрегат управляем, ему нужен вождь (в случае с толпой) или кумир (в случае с публикой). Без внешнего руководства агрегат не может долго существовать. Активность толпы направляется вождем (оратором), в своем поведении, люди, составляющие толпу ориентированы на вождя, личность и идеи которого выполняют роль объединяющего элемента. Публика, так же не может существовать без внешнего объединяющего и управляющего элемента — кумира, источника информации. Таковы, вкратце, характерные черты массового поведения.

Для девиантологов это крайне интересное поведение. Само психологическое состояние человека, в составе агрегата можно назвать «ненормальным». Действующие в агрегате эффекты заражения способствуют мгновенному распространению девиантных моделей поведения. Можно сказать, что агрегат находится в потенциальном состоянии «на грани», на грани коллективного нарушения норм. Воодушевленная политическими идеями толпа, легко переходит к погромам, переживание болельщиков за свою команду легко превращается в драку, обезумевшие от восторга поклонники, могут растерзать своего кумира и т.д. Многие случаи массового нарушения социальных норм объясняются именно спецификой агрегатного состояния.

В общем, можно условно выделить два типа агрегатов: первый тип – стихийные, спонтанные, возникающие самостоятельно, и второй тип — спланированные, организованные с какой-то целью. К первым можно отнести стихийные демонстрации или случаи массовой паники. Ко вторым — организованный митинг или аудиторию рок-концерта. Отдельную и крайне интересную группу составляют организуемые виртуальные агрегаты, к которым относятся аудитории СМИ — газет, журналов, телевидения. Виртуальными мы их называем потому, что фактически речь идет об изолированных друг от друга людях (в отличии от толпы и публики), одновременно получающих информацию из одного источника, и часто, реагирующих, как коллективная личность — агрегат.

Попытки ученых объяснить природу агрегатного состояния, привели к концепции трех уровней человеческого поведения. В наиболее обобщенной и целостной форме она была представлена в работах отечественных специалистов Санкт-Петербургско социально-психологического центра (В.Ю. Большаков. «Эволюционная теория поведения»). Применяя основные идеи этой концепции для нужд девиантологического анализа, коротко передадим ее суть.

Поведение человека направляется тремя группами регуляторов, соответствующих трем уровням поведения: 1) личностный уровень; 2) ролевой уровень; 3) уровень массового поведения. Все три уровня поведения проявляются в повседневной жизни. На первом уровне действуют регуляторы индивидуального типа, позволяющие максимально раскрывать личностный потенциал. Таково поведение человека в кругу друзей, семьи — везде, где он действует, как полноценное, самостоятельное и многогранное «Я». На втором уровне действуют ролевые регуляторы, ограничивающие индивидуальность. Например, на работе, с коллегами, знакомыми — там, где многогранность «Я» ограничена ролью, а ценности, эмоции и переживания имеют вторичное значение. Третий уровень — это массовое поведение, где действую биологические и подсознательные регуляторы, подавляющие «Я» и заменяющие его «Мы». Таково поведение в составе агрегатов.

Таким образом, мы получаем три различных уровня психологической и поведенческой «нормальности». Поведенческие, когнитивные и эмоциональные реакции на каждом уровне имеют свою специфику. У кого-то может возникнуть вопрос: «А какой из этих трех уровней поведения самый нормальный?». Нужно понимать, что постановка такого вопроса возможна только в рамках философского анализа. Социальная психология, оставаясь наукой, этот вопрос не ставит и не отвечает на него. Все три уровня поведения наблюдаются и воспринимаются, как факты, которые необходимо описать и изучить …

Комментарии: 2
  1. aviaignore
    06/01/2011 в 04:39

    ЕПТИ СПС ОГРОМНОЕ!

  2. Sheril Wolf
    06/01/2011 в 11:13

    Читайте и комментируйте! Всегда рада!

Добавить комментарий

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.