Коммуникативное измерение в психологии личности

Диалектическое единство и взаимоопределение человека и мира осуществляется коммуникативно, т.е. с помощью человеческих специализированных способностей устанавливать, модифицировать, развивать, сворачивать диалог (в широком смысле этого понятия), культивируемых человечеством на протяжении всей истории своего становления.

При этом основным «полигоном» апробации связей с «внешним» большим миром служит сложное кружево человеческих отношений, где коммуникабельность каждой личности выступает одой из самых практичных ее способностей быть принятым другими лицами в социальном контексте бытия.

Быть коммуникантом означает, в частности, оставаясь номинально тем же лицом, меняться качественно, ведь единство, которое мы хотим создать с другим человеком или группой людей, предполагает не только обмен ценностями через общение разнообразного содержания, но и поступки интерактивного взаимодействия, в том числе — в ожидании удовольствия, интеллектуального наслаждения от этих контактов.

Они являются имманентной предпосылкой повседневной социального творчества, потому обогащают личность «открытием» способов адекватного поведения в общественно значимых ситуациях. Если механическое, телесное единение, в частности, то, что реализует половое влечение, легкодоступное анализу и поэтому кажется понятным, то полемика, убеждения, сложности достижения партнерской согласия — коммуникация личностного качества. Здесь необходимы взаимные усилия, чтобы изобрести адекватные средства для психологического преобразования коммуникантов, крепким грунтом которого редко выступают одни коньюктивные чувства (афилиация, аттракция, интеракция, импринтинг, эмпатия и т.д.).

К тому же, естественная физическая разобщенность людей, а также опосредующая роль их представлений друг о друге, особенно если в них содержатся элементы недоверия, раздора, могут искажать и без того сложный диалог, отдаляя коммуникантов, хотя их цель — единение.

Наивысшим уровнем культивируемой коммуникативности выступает личностный, где она более-менее уверенно осознается (как генерализованная социальная потребность) и осуществляется не инстинктивно или принудительно (страх социальных санкций), а является инициацией, поступком. Надо констатировать, увы, что обессиленное тоталитарным прессом «коллективизма» общественное сознание современников в СНГ и в этом поезде до личностного бытия находит компромиссные эрзацы.

Таким образом, коммуникативность как имманентная генерализованная потребность личности должна проявится в нескольких своих функциях: биологической (на уровне индивида), социальной (общение) и личностной (на ценностном, духовном уровне) и личностно-рефлексивном, если личность способна к высоким проявлениям социабельности, когда она стремится включать в свое бытие общечеловеческие проблемы, отождествляя себя с человечеством.

Комментарии: 1
  1. Потапов Александр
    17/10/2012 в 13:32

    Полностью согласен с автором, что во времена полного тоталитарного контроля со стороны государства русский народ перестал думать самостоятельно и это не очень хорошо. Как сказал один актер из небольшого сериала – во времена советской власти люди получали зарплату, а сейчас люди должны учиться зарабатывать, точно также как делать все люди на планете.

Добавить комментарий

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.