Теории социализации и развития личности Мида

Для того, чтобы полноценно разобраться в существующих теориях развития личности (теориях социализации личности), давайте начнем с самого начала и вспомним, как личность развивается? Люди формируются как личности в процессе их непосредственного взаимодействия друг с другом.

Теории развития личности / Теории социализации личности

Характер подобных взаимодействий может быть очень разнообразным и достаточной мере влияющими факторами при этом стоит считать возраст, пол, вес и интеллектуальный уровень. Например, для нашего социума могут быть актуальными такие параметры, как  стройность, поэтому чувство собственного достоинства у тех, кто относит себя к стройным развито гораздо больше, чем у тех, кто относит себя к полным.

Не будем забывать и о других факторах влияния, так как не менее важным критерием стоит считать и окружающую среду. Например, если ребенку в период активного развития не хватало пищи, то в большинстве случаев по физическому и умственному развитию он будет отставать от своих ровесников.

Также огромное значение в формировании и развитии личности стоит выделить такому фактору как собственный индивидуальный опыт. Например, непредвиденная смерть близкого человека может породить страх любить, потому что исходя из пережитого опыта это приводит к несмолкаемой душевной боли.

Личность социальна, потому что ее непосредственное формирование  и развитие напрямую сопряжено с обществом и его культурой. Личность усваивает существующую культуру того или иного общества под воздействием своих родителей, учителей, ровесников.

Чарльз Хортон Кули и Джордж Герберт Мид

Хортон Кули, американский социальный психолог, считал, что в основе формирования личность лежит множественное взаимодействие людей с окружающим их миром. В процессе подобных взаимодействий люди создают своё «зеркальное Я», которое состоит из трёх элементов:

  • того, как нас воспринимают другие, с нашей точки зрения;
  • того, как эти другие реагируют на то, что видят, с нашей точки зрения;
  • того, как мы действуем в ответ на воспринятую нами реакцию других.

Данная теория акцентирует внимание на интерпретации мыслей и чувств других людей той или иной личностью. Джордж Герберт Мид, американский социолог-психолог, рассмотрел процесс развития нашего «Я» немного масштабнее. Человеческое «Я» он считал абсолютно и полностью социальным продуктом, который формируется на основе взаимоотношений с другими людьми. Маленькие дети неспособны понять, а значит и объяснять себе мотивы поведения других людей, только лишь научившись осмысливать своё поведение, они становятся способными сделать свой первый серьезный шаг в жизнь. Думая о себе, дети могут думать о других, что можно охарактеризовать как процесс  приобретения чувства своего «Я».

Итак, Мид выделил три различные стадии формирования личности (стадии социализации личности). Первая стадия развития личности – это  имитация. На этой стадии дети не понимая поведения взрослых, все равно его копируют. Например, таская по комнате свой игрушечный пылесос, ребенок может пытаться помочь своим родителям вычистить пол.

Далее следует игровая стадия развития личности, на протяжении которой дети воспринимают поведение как исполнение заданных ролей. Это может быть роль врача, пожарного, космонавта или музыканта. Дети играют и в процессе этой игры воспроизводят определенные роли. Вы можете отследить, как дети играют в куклы, при этом общаются с ними то ласково, то сердито, так, как это делают настоящие родители, и отвечают вместо кукол так, как сам ребёнок отвечает родителям. Не менее важный момент в процессе развития своего «Я» — это переход от одной роли к другой, который развивает у детей способность придавать своим мыслям и действиям смысл других членов общества.

Мид считал, что человеческое «Я» состоит из двух частей: «Я – сам» и «Я – меня». «Я – сам» — это реакция личности на воздействие других людей и общества в целом. «Я – меня» — это осознание человеком себя с точки зрения других значимых для него людей, например, таких как родные или друзья. «Я – сам» реагирует на воздействие «Я – меня» так же, как и на воздействие других людей. Например, «Я – сам» реагирую на критику, старательно обдумываю её суть; иногда под влиянием критики моё поведение меняется, иногда нет; это зависит от того, считаю ли я эту критику обоснованной. «Я – сам» знаю, что люди считают «Я – меня» справедливым человеком, всегда готовым прислушаться к мнению других. Обмениваясь ролями в процессе игры, дети постепенно вырабатывают своё «Я – меня». Каждый раз, глядя на себя с точки зрения кого-то другого, они учатся воспринимать впечатление о себе.

Далее следует стадия коллективных игр, когда дети учатся осознавать ожидания не только одного человека, но и всей группы. Например, каждый игрок бейсбольной команды придерживается правил и игровых идей, общих для всей команды и всех игроков в бейсбол. Эти установки и ожидания создают образ некого «другого» — безликого человека «со стороны», олицетворяющего общественное мнение. Дети оценивают своё поведение по стандартам, установленным «другими со стороны». Следование правилам игры в бейсбол подготавливает детей к усвоению правил поведения в обществе, выраженных в законах и нормах. На этой стадии приобретается чувство социальной идентичности.

Продолжение следует…

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.