Публичное выступление в деловой коммуникации.

Вряд ли кто-то не понимает, чем отличается публичное выступление от любого другого речевого акта: конечно, выступление перед публикой, какой бы она ни была, — это монолог, устный монолог, цель которого – тем или образом воздействовать на публику. И хотя есть классическая схема ораторского искусства, состоящая из нескольких этапов, но креативное решение такого выступления всегда очень действенно.

Публичное выступление в деловой коммуникации

Так, например, один из основателей русской адвокатуры, А.Ф. Кони, однажды защищал в суде инвалида-горбуна, который нанес тяжкое телесное повреждение своему соседу, который изо дня в день в течение многих лет обзывал его уродцем, когда инвалид проходил мимо его дома. Подсудимый, никогда не отвечавший на обиду, однажды вдруг не выдержал, схватил камень и кинул в своего обидчика, проломив ему голову. И вот на суде А.Ф. Кони продумал оригинальное публичное выступление. Он встал и обратился к присяжным: «Господа присяжные заседатели!» — и замолчал. Выждав паузу, он повторил свою реплику и снова замолчал. Потом еще раз также. Заседатели нервно зашептались, а после четвертого такого обращения закричали на А.Ф. Кони: «Вы что, издеваетесь над нами?» Тогда Кони сказал: «Я обратился к вам вежливо всего 4 раза, и вы уже занервничали. А что должен был чувствовать мой подзащитный, изо дня в день многие годы выслушивающий оскорбления?» Инвалида оправдали. Публичное выступление А.Ф. Кони достигло своей цели.

Именно поэтому на первом – докоммуникативном – этапе выступления надо продумать его цель и четко понять его тему. А.Ф. Кони знал, чего он хочет добиться, так как далее алгоритм его подготовки был очевиден: оценить характер аудитории и обстановку, а потом уже приступать к самому тексту.

Текст, как и в случае с Кони, должен быть лаконичным и ярким. Это невозможно сделать без ясного понимания оратором того, какой цели он хочет добиться. Так, незадолго до нашествия Наполеона Александр I принимал у себя французских дипломатов, уже понимая, что войны не избежать. Император четко понимал цель своей речи: надо донести до французов бессмысленность затеи Наполеона, ее обреченность. Его речь была великолепна по своей краткости и яркости воздействия: «Вот маленькая Европа, — сказал он, подходя к висевшей на стене карте, — а вот большая Россия, — он сделал пару шагов, чтобы рука коснулась Дальнего Востока. – Вам в случае неудачи можно отступать только до Парижа, а я могу отступать хоть до Камчатки! И при этом каждая пядь этой земли будет вам враждебна, ни одна баба борьбы не прекратит. Россия может проиграть отдельные сражения, но побежденной России никогда не бывать». Послы и дипломаты ушли потрясенные.

Чем точнее и выразительнее речь, тем большей подготовки она требует. И дело не только в речевом ее оформлении: надо оценить состав аудитории, суметь поставить себя на место будущих слушателей. И даже если аудитория неоднородна, надо продумать речь так, чтобы никто не скучал, чтобы цель выступления была достигнута по отношению ко всем.

Например, в 1777 году в Лондоне на открытом судебном процессе разбирали дело врача, который, вопреки запрету Католической церкви сделал операцию кесарево сечение многодетной матери, которая не могла разродиться десятым ребенком и умирала. Адвокат поставил цель не только защитить своего клиента, но и обратить внимание общества на то, что церковь не должна вмешиваться в такие дела. Он знал, что публика будет самая разношерстная, поэтому решил сказать о том, что понятно всем, независимо от сословия и образованности, — о праве детей иметь мать. «Господа, — обратился он к судьям, к присяжным и к публике. – Да, мой подзащитный нарушил запрет церкви. Но разве было бы лучше Богу и церкви, если бы женщина умерла, а девять детей остались бы голодными сиротами?» — и сел, давая понять, что закончил короткую речь. И достиг цели!

Грамотное публичное выступление

Публичное выступление, грамотно выстроенное, тщательно подготовленное, может сильно повлиять на общественное мировоззрение и дать результаты, о которых сам автор-оратор и не предполагал. Так, например, в романе А.М. Горького «Мать» Павел Власов, арестованный по политической статье, отказался совершить побег, подготовленный его товарищами, чтобы на суде сказать речь! И он ее мучительно продумывал. Ему было все равно, какой приговор ему вынесут, но была цель – донести свою веру до большого числа людей. Если проанализировать его речь, то по ней можно учить ораторскому искусству.

Павел понимал, что речь будет в суде, поэтому он начал таким зачином: «Человек партии, я признаю только суд моей партии…», — и одной этой фразой он сразу поставил себя выше обстоятельств и выше той власти, которая его судит. Он словно стал выше ростом – и зал замер. Его речь делится на четкие части, каждая из которых начинается словно рефреном: «Мы – социалисты…», «Мы – рабочие…», «Мы – революционеры…», и этот «рефрен» настолько усиливал эмоциональное напряжение, что «каждый чувствовал странную, увлекающую силу его веры», — пишет Горький.

В романе, незаслуженно забытом, дан прекрасный образец внутренней драматургии речи героя: Павел продумал не только зачин, но и завязку («Нас арестовали как бунтовщиков…»), и кульминацию («Как можно уничтожить рабочих – тех, кто вас, товарищи судьи, кормит?…»), и развязку: речь Павла закончилась жизнеутверждающим «И это — будет!» — ничего не добавишь, все сказано, все понятно, все исчерпывающе. Построить такую речь – дорогого стоит.

В публичном выступлении нет мелочей. Образовалась даже наука проксемика – наука о временной и пространственной организации общения. Даже постановка мебели (столы и стулья) играет большую роль, ведь можно встать так, что будешь себя чувствовать отделенным от аудитории; можно поставить стол и рассадить за него слушателей так, что создашь словно бы две конфронтационные стороны; можно создать с помощью мебели атмосферу конференции и т.д. Это недопустимо: современные тенденции развития публичных выступлений предполагают диалогичность.

Мы наблюдаем в СМИ публичные выступления, основанные на споре, включающие части интервью, дискуссии, полемику… Это вполне в духе античных традиций! Диалогичность выступления очень важна для адвокатов, торговых представителей, менеджеров среднего звена. Однако не надо думать, что это своеобразное ноу-хау!

В романе Мамина-Сибиряка «Приваловские миллионы» сын мелкого купца просил у отца помощи в открытии своей лавки. Отец сказал, что если сын сможет убедить его товарища, очень скупого торговца, купить у них давно никому не нужную арфу, то тогда сын может рассчитывать на его помощь. И сын продумал свое «выступление», расположившись с арфой прямо на крыльце дома скупого торговца. Он заплатил найденной красивой девушке, умевшей играть на арфе, и когда торговец приехал к своему дому, это публичное выступление возымело успех: девушка так нежно играла, что «организатору» выступления не пришлось ничего говорить: сработал эффект неожиданности! — Арфа была куплена, а «продавцы» были приглашены в дом торговца. Так начался самостоятельный путь юноши…

Итак, организация публичного выступления – это дело, которому можно посвятить жизнь, постоянно совершенствуясь в таком сложном и нужном искусстве.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.