Подражание смерти — 2

Ключевой фактор, оказавшийся основополагающим, скрыт в ответе на вопрос: «Произошло бы подобное, если бы община осталась в Сан-Франциско?» На первый взгляд может показаться, что этот вопрос притянут за уши, но некоторые исследователи не имеют сомнений относительно ответа и его важности. Луис Джолион Уэст, руководитель нейропсихиатрического сектора (университет Калифорнии, Лос-Анджелес), долгое время изучал разного рода культовые общества. Он начал наблюдение за Народным Храмом еще задолго до трагедии в Джонстауне, если сказать точнее, то за 8 лет. Во время интервью сразу после случившегося доктор Уэст сказал: «Этого не случилось бы в Калифорнии. Но они жили в полной изоляции от мира, в джунглях, в чужой стране».

Подражание смерти - 2

К сожалению, на слова Уэста в тот момент мало кто обратил внимание. Однако наблюдения четко соотносятся с тем, что мы уже знаем о принципе социального доказательства и подражания, показывая причину патологической уступчивости членов данного религиозного общества. Важной предпосылкой являлся совершенный ранее членами организации переезд в поросшую джунглями страну со странными обычаями и пугающими жителями. Судя по рассказам про Джима Джонса, он отлично осознавал, какое психологическое влияние это должно было бы  оказать на членов группы.

Неуверенность — правая рука принципа социального доказательства и подражания. Именно благодаря одолевающим сомнениям люди оглядываются на поведение других, начинают руководствоваться им в своих собственных жизненных ситуациях. В пугающей гайанской местности члены Народного Храма были готовы подражать поведению других. Особенно заразителен пример тех людей, которые кажутся нам похожими или в чем-то родственными. Перед нами предстает страшная стратегия преподобного отца Джима Джонса. В такой стране, как Гайана, для выходцев из Джонстауна похожими и родственными были сами бывшие жители этой местности.

Что было правильным для члена организации, определялось главным образом верованием и поведением других членов коммуны, которые находились под сильным влиянием отца Джонса. Благодаря этому становятся понятными организованность, спокойствие, отсутствие паники, с которым люди уверенно шли к цистерне с ядом и к своей смерти. Они не были под гипнозом,  просто они были уверены, что самоубийство — это единственно правильное действие. Конечно, по началу, когда они услышали команду, наверняка, появилось чувство неуверенности, но, посмотрев на окружающих, чтобы определиться, как же следует себя вести в данной ситуации, становилось ясно — выполнять приказ.

Члены религиозной организации Народного Храма нашли для себя два впечатляющих вещественных доказательства, каждое из которых, так или иначе, направляло их только по одному ранее выбранному пути  –  к собственной смерти. Первым источником социального свидетельства стали те члены группы, которые сразу, не раздумывая ни минуты, выпили яд. В каждой социальной группе, где присутствует серьезный лидер, всегда найдется кучка фанатически настроенных  и как они думают зажженных великой идеей уникумов. Трудно сказать с уверенностью, были они заранее специально подготовлены к тому, как необходимо будет поступить, когда придет время, или они просто оказались наиболее внушаемыми по своей натуре и, как результат, легко поддались власти Джонса. Как бы там не было, но психологический эффект совершенных этими индивидами действий был несомненно очень сильным.

Услышанное или прочитанное известие о самоубийстве может повлиять на впечатлительного человека и побудить его к самоубийству, даже если с самоубийцей он не знаком и не имеет с ним практически ничего общего. Представьте себе, насколько «заразительным» будет в таком случае подобное поведение, если его совершит без каких-либо промедлений ваш сосед в такой стране, как Гайана. Вторым источником социального свидетельства стало поведение толпы. Произошедшее было, в моем понимании, ярким проявлением человеческого невежества. Каждый член общины смотрел за действиями других, чтобы оценить ситуацию, выбрать правильное решение и последовать ему, а так как все выглядели спокойными и готовыми к смерти, то и сам решался смиренно встать в очередь за ядом.

Неправильно проинтерпретированное, но все же не менее внушительное социальное доказательство стало причиной полного спокойствия всех членов организации, смело сделавших шаг на встречу своей смерти. Я считаю, что большинство исследователей, некогда взявшихся за подробный анализ данного события, слишком много внимания уделили непосредственно персоне преподобного отца Джонса. Конечно, он был харизматичным человеком, но ведь основой власти, с помощью которой он управлял людьми, стали не только его характер и поведение, но и по большей части принцип социального доказательства и принцип социального подражания.

Добавить комментарий

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.