Теория социального напряжения

Одной из наиболее известных теорий девиантного поведения в социологии является теория социального напряжения Роберта Мертона. При создании этой теории, Мертон применил теорию аномии Дюркгейма относительно проблем  преступности в  социологии.  Главная идея этой теории состоит в том, что причина преступности ни что иное, как  противоречие между ценностями, которые общество прививает людям, и возможностями их достижения в соответствии с установленными обществом правилами.

Теория социального напряжения

Возникающее вследствие этого социальное напряжение приводит к тому, что человек, который не может достичь определенных ценностей, будет реагировать на сложившуюся ситуацию той или иной формой девиантного поведения, вплоть до применения агрессии или насилия.

Мертон выделял всего пять типов реакций на общественные ценности и социально одобренные средства их достижения. Под понятием ценности традиционно принято понимать такую общественную цель, как стремление к материальному благополучию. Главным социально одобренным средством достижения этой цели принято считать образование и карьеру. Ценность в достижении успеха поддерживается в сознании людей многими средствами массовой информации, поэтому  напряжение по отношению к этой цели можно считать достаточно сильным, а реальная возможность воплотить в жизнь желаемое доступна, к сожалению, немногим. Давайте рассмотрим эту теорию в виде таблицы.

Типы девиантности по Мертону

Типы поведения Социальные  цели Приемлемые средства
Конформизм Признание Признание
Инновация Признание Отрицание
Ритуализм Отрицание Признание
Отступление Отрицание Отрицание
Мятеж Отрицание и замена Отрицание и замена

Согласно этой таблице, единственно «нормальным» поведением будет конформизм, признающий, как цели, так и средства. Девиантной реакций на напряжение можно считать инновацию, при которой человек признает наличие социальной цели (например, материальное благополучие), но отсутствие возможности реализовать эту цель с помощью социально приемлемых средств (например, успешная карьера) вынуждает применить собственные средства, которые зачастую неприемлемы социумом (например, преступная деятельность).

Ритуализм — это отрицание социальных целей с одновременным использованием социально одобренных средств их достижения. Например, человек не считает себя способным достичь социального успеха, но все же продолжает упорно трудиться в неперспективных сферах без надежды на какие-либо позитивные результаты.

Отступление — это полное отрицание и социальных целей, и приемлемых средств их достижения, другими словами — это уход от социума. Примером такого поведения может быть наркоман или алкоголик, который пытается «заслониться» от общества таким образом.

Мятежник не считается с уже существующими социальными целями и средствами их достижения, поэтому целенаправленно заменяет их своими собственными. Примером подобного поведения может быть человек, который вместо материального благополучия стремиться к разоблачению несправедливой социальной системы, прибегая при этом к жестокости и насилию.

Теория социального напряжения Мертона перебрасывает своеобразный мост между Дюркгеймом, который рассматривал преступление как продукт взаимоотношений личности и общества, к Марксу, который акцентировал внимание на неравном распределении жизненных шансов в обществе.

В 1961 году ученики Мертона Кловард и Олин опубликовали монографию «Делинквентность и возможности: теория делинквентных групп». Авторы монографии убедительно показали, что общество, навязывая молодежи определенные ценности, в частности стремление к успеху, не замечает того, что их достижение является практически нереальным для большинства молодых людей, что опять таки противоречит официально декларируемому равенству возможностей. На самом деле, подчеркивают авторы монографии, достигнуть социальных целей законными способами могут лишь немногие. Большинство вынуждены для достижения успеха проявлять ловкость — нарушать закон и нормы морали.

Молодой человек, попадая во взрослую жизнь, сталкивается совсем не с тем, что ему внушали в процессе воспитания. Результатом такого противоречия становиться разочарование, фрустрация. Типичные реакции на это: создание воровских группировок, члены которых посредством хищений и грабежей пытаются жить в соответствии с принятыми в обществе стандартами потребления. По Мертону — это  инновация, то есть использование жестокости и насилия для достижения целей; создание агрессивных банд, которые снимают напряжение, спровоцированное социальной несправедливостью, совершая акты насилия и вандализма; и мятеж, то есть вступление  в  антисоциальные  группы,  где  молодые  люди с помощью алкоголя и наркотиков, уходят в себя, замыкаются в кругу сверстников, опечаленных теми же проблемами, так же пытающихся уйти от социальной несправедливости.

Работа Кловарда и Олина произвела сильное впечатление на Кеннеди, по инициативе которого был принят закон о предупреждении преступлений несовершеннолетних. Так же была создана специальная программа расширения возможностей несовершеннолетних. По мнению ее создателей, социальная работа с молодежью — помощь в получении образования и работы — позволит снизить рост преступности несовершеннолетних.

Мертон, благодаря своей теории социального напряжения, в достаточной мере поспособствовал пониманию основных причин высокого уровня преступности. Завышенная социальная ценность материального благополучия, при неравных возможностях его достижения для разных социальных групп, приводит к росту преступного поведения именно тех, кто оказывается не в состоянии его получить. Эта теория показывает одну из главных проблем современного общества — его «двуликость»: высокие стандарты уровня жизни, которые демонстрируют всевозможные СМИ, и полная нищета, которая не дает возможности реализовать свой «жизненный шанс» большей части нашего социума.

Если теория социального напряжения помогает выявлению глубинных корней девиантности в несоответствии между общественными целями и приемлеиыми возможностями их достижения, то другие теории обращаются к иным социальным аспектам девиантности. Теория напряжения показывает как обнищавшие слои, расовые меньшинства и подобные им могут быть социально дисфункциональны из-за невозможности реализации социальных целей. Однако эта теория менее эффективно объясняет отклоняющееся поведение привилегированных групп. Социальное положение представителей высших слоев общества не блокирует их пути к успеху. Следовательно причины их девиантности заключаются в чем-то ином. Об этом мы и поговорим далее.

Добавить комментарий

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.