В современном мире большинство родителей огромное внимание уделяют формированию способностей у своих детей, становлению гармоничной целостной личности. Через творческие навыки совершенствуются: мышление, мелкая моторика, внимание, воображение, память, восприятие окружающего мира. Можно сформировать нравственные качества ребенка.
Существует огромное количество методик для занятий с ребенком детсадовского возраста, ориентируемые на становление и продвижение художественных способностей. Но перед тем как их применить на практике, нужно провести тестирование дошкольника.
Диагностика по Торренсу
1. Определяет креативность, нестандартное мышление с оригинальным решением задачи методом логики. Выполняется с ребенком от четырех лет. Время на выполнения задания не ограниченно. Качество рисунка не учитывается.
- Испытуемый вырезает из цветной бумаги овал, напоминающий куриное яйцо. Цвет фигуры он выбирает сам. И называет свое творение.
- Дошкольнику предлагается закончить десять недорисованных фигур. Они выглядят в виде веточки, птички-галочки, волны, кавычки, серпа, зигзага, простых линий.
- В качестве материала выступают 30 пар очерченных одной за другой вертикальных полосок. Из каждой пары нужно придумать рисунок и осуществить его на бумаге, важно, чтобы картинки не были похожи.
Тот, кто проводит исследование, должен следить за ребенком во время выполнения заданий, наблюдать, насколько тест вызывает интерес. С каким настроением ребенок реагирует на поставленную цель. Адекватно ли выполнено условие, и рисунок можно интерпретировать и считать действительно законченным. А главное, является ли данное творчество действительно креативным и оригинальным, не шаблонно мыслящим.
2. Направленно на выявление одаренных детей от 5 лет. Если ребенок не умеет писать, можно записывать за ним под диктовку. Данный тест разрешается к групповому исследованию, но лучше проводить индивидуально. Время на выполнение отведено 10-15 минут. Необходимо дорисовать фигуры и получить необычную картинку с сюжетом и своим названием. Не учитываются рисунки, не выполнившие условия теста, которые не включают в себя дорисовку незаконченного элемента. Далее с помощью присвоения баллов по каждой шкале подсчитываются результаты, и интерпретируется, насколько у дошкольника присутствуют зачатки творческих способностей.
Советы родителям
Психологи утверждают, что в процессе становления личности необходимо применять образовательные методы, направленные на индивидуальность каждого ребенка. Любой воспитанник детского сада, приходит с определенным уникальным набором черт характера и развитием.
По мнению ученых, творческие способности проходят этапы формирования до пяти лет. Чем быстрее начать их развивать, тем эффективнее будет результат на практике. Со временем они могут забываться и утрачиваться под действием более актуальных способностей для человека.
Существуют основные направления, благоприятно влияющие на адаптацию творчества в жизни дошкольника:
- Стимулирование воображения.
- Создавать мышление при помощи образов, основанное на ассоциациях, системности.
Чтобы творческие умения прогрессировали, необходимо создать следующие условия:
- Начать заниматься с ребенком как можно раньше, акцентируя внимание на сочетании гармонии физического и умственного аспектов.
- Опережать развитие дошкольника с помощью окружающего пространства и предметов вокруг.
- Поощрять самостоятельность. Усилия и возможности должны быть задействованы максимально.
- Свобода действий. Дошкольник должен сам научиться выбирать интересную для него деятельность. Обязательно учитывать чередование смены дел, чтобы он внутренне не перегорел.
- Помощь взрослого должна бы по делу, если она требуется самим ребенком, но без подсказок и выполнений заданий за него.
- Обстановка требуется комфортная для развития творческих способностей, все стремления должны быть поощрены родителями. А настрой необходим доброжелательный.
Существуют методики развития навыков в творчестве, которые можно применять при самостоятельных занятиях с ребенком дома: мыловарение, раскрашивание картины по номерам, аппликации, сочинить сказку совместно с родителями (один начинает, другой продолжает), придумать использование обычного предмета не по применению (например, скрепка может стать крючком) и т.д.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.