Как и в предыдущем случае, мы не сможем охватить полностью все методы психологического исследования девиантного поведения. Давайте хотя бы в общих чертах представим самые популярные из них. Обобщая, мы сводим все эти методы к четырем большим группам: тестовые и опросные методики, наблюдения, эксперименты и самоотчеты. Итак, по порядку.
Опросники и тесты. Это, без всякого преувеличения самые известные и популярные из психологических методов исследования. Кто из нас не читал в газетах и журналах различные «тесты» характера, склонностей и т.д. и не проверял по ним себя и друзей. Конечно, следует различать «журнальные» тестики и серьезные разработки профессиональных психологов. Разработаны самые разные опросники и тесты, затрагивающие практически все аспекты психической деятельности. С помощью опросных и тестовых методик диагностируются особенности характера и темперамента, интеллектуальные, профессиональные и творческие способности, исследуется структура мотивации личности и т.д.
Кстати, разница между тестом и опросником весьма условна. Мы ее обозначим, сказав, что тесты, в большинстве случаев (не всегда), имеют ключ, используя который можно сразу получить интерпретацию данных. Кроме того, тест может состоять из каких-либо заданий (например, что-либо нарисовать), не обязательно содержать вопросы. Опросник же предполагает самостоятельную оценку результатов психологом. Применение тестовых и опросных методик, несмотря на свою популярность, имеет целый ряд сложностей.
В первую очередь это сложности, связанные с достоверностью полученной информации. Здесь можно выделить, как минимум три опасности. Первая связана с выбором конкретной методики — насколько выбранный исследователем тест соответствует изучаемой проблеме. Для тех, кому данное замечание кажется наивным («неужели проблема — выбрать методику»), отметим, что все не так просто. Например, если мы имеем дело с конкретным случаем убийства, то что нам изучать — интеллект, мотивацию, склад характера, темперамент или реактивность нервной системы? Здесь на девиантолога может оказать влияние популярность того или иного теста, а не его практическая применимость.
Вторая опасность связана с интерпретацией полученных результатов психологом. Исследователь, вольно или невольно субъективен в своих взглядах на различные явления и проблемы. Отсюда вполне реальна ситуация, когда результаты одного и того же исследования личности по-разному интерпретируются двумя разными психологами. Помня об этом, исследователь должен быть максимально внимательным к себе, своим оценкам и суждениям.
Третья опасность связана с точностью и искренностью ответов испытуемых. Очень часто отвечая на вопросы теста, люди подгоняют свои ответы под существующие в обществе культурные стандарты и представления о желательном и нежелательном. Например, один из популярных личностных опросников (опросник Я.Стреляу) включает такие вопросы: «Самостоятельны ли вы в трудных жизненных ситуациях?», «Считаете ли вы себя смелым?» и т.д. Вряд ли нужно напоминать, что самостоятельность в трудных жизненных ситуациях и смелость относятся к социально желательным и одобряемым моделям поведения. Соответственно, часть испытуемых обязательно исказит свои ответы, стремясь соответствовать существующим социальным ожиданиям. Все это заставляет девиантолога свободно ориентироваться в многообразии существующих тестовых и опросных методик, зная их слабые и сильные стороны.
Важнейшими требованиями, предъявляемыми к тестовым и опросным методикам, являются требования валидности и надежности. Валидность связана с требованием, чтобы тест измерял именно то качество или свойство, которое он должен измерять. Для того, чтобы определить является ли тест валидным, нужно иметь четкое представление о природе изучаемого качества. Это не так просто, как может показаться. Возьмем, к примеру, тест на оценку интеллекта. Дело в том, что дать единое и объективное определение интеллекта практически невозможно. В разных культурах представление об интеллекте различаются.
Западная культура отдает приоритет логической рациональности и словесному рассуждению. Восточные культуры больше ценят интуитивность и образность. Когда попытались разработать тест на интеллект, вне зависимости от каких-либо культурных влияний, оказалось, что это невозможно. Сам создатель первого теста на интеллект Бине, как-то пошутил: «Интеллект… Да это же просто то, что оценивает мой тест». На самом деле тест Бине был разработан с целью определения шансов ребенка на успешное обучение в школе, и его валидность определялась путем установления корреляции между результатами тестирования и школьными оценками.
Эксперимент — это более сложный метод изучения поведения, нежели тест или опросник. Эксперимент требует от исследователя безукоризненных знаний методологии научного исследования и точных способов измерения. Суть экспериментального метода заключается в том, что мы подвергаем объект воздействию каких-либо факторов, которые (согласно гипотезе) влияют на изучаемый нами феномен. Строго говоря, при проведения эксперимента имеют место две гипотезы: рабочая и нулевая. Рабочая гипотеза — это и есть предположение, что те факторы, воздействию которых мы подвергаем объект, влияют на изучаемые нами свойства или феномены. Нулевая гипотеза — это неявное предположение о том, что факторы воздействия не связаны с изучаемыми феноменами. Рабочая и нулевая гипотеза связаны обратной связью — если подтверждается одна — то опровергается вторая.
Давайте перечислим составляющие эксперимента – это экспериментальные факторы, реакция объекта на воздействие факторов, влияние окружающей среды, а также случайные факторы, неучтенные экспериментатором, определяющие ошибки измерения при повторных экспериментах. И еще один фактор имеет принципиальное значение, определяя вероятностный подход к проведению эксперимента. Всегда существует вероятность, что влияние каких-то посторонних факторов, мы не учли. Поэтому важнейшим требованием надежности экспериментальной процедуры является воспроизводимость результатов в последующих экспериментах.
Исследователь манипулирует экспериментальными факторами, что бы определить их влияние на поведение объекта (в нашем случае — это люди, участвующие в исследовании). Тот фактор, которым исследователь может манипулировать носит название независимой переменной. Тот, который под его воздействием изменяется, называют зависимой переменной.
Другим важным требованием является требование корректности измерений, осуществляемых в процессе развития экспериментальной ситуации. Для проведения измерений необходимы: 1) наличие единиц измерения (что мы будем фиксировать: слова, акты поведения и т.д.); 2) измерительный инструмент (видеокамера, магнитофон, карточка наблюдений); правила измерения (унифицированные требования к процедуре измерения, чтобы исключить неточности и расхождения).
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.