Каждый родитель думает — нужно готовить ребенка к школе или нет. И вроде бы все определились, что нужно. А вот зачем нужно это делать понимает не каждый родитель. Вроде бы и в школе требуют, да и все так делают. Такое непонимание приводит к различным проблемам первоклассника: у ребенка масса различных неструктурированных знаний, которые он не умеет применять.
При собеседовании в школе психолог и логопед с помощью специальных тестов смогут сказать – готов или нет ребенок к школе, имеются ли у него базовые знания, насколько физически он развит, как общается, понимает ли инструкции.
Не стоит быть уверенным в том, что, придя в школу, ребенок всему быстро научится и не стоит подготавливать его заранее. В большинстве школ классы переполнены детьми и педагог физически не может успеть во время урока подойти и оказать помощь каждому ребенку.
То есть подготовка к школе дает возможность ребенку приобрести требуемый интеллектуальный, социальный, эмоциональный и психологический уровень для вхождения в новую социальную роль. Что является хорошим залогом для дальнейшего успешного обучения.
Что должен знать и уметь ребенок перед школой?
Стоит внимательно присмотреться к ребенку и оценить степень его готовности.
Первое на что стоит обратить внимание – все ли буквы выговаривает ребенок и внятная ли у него речь. Если какие-то проблемы с речью присутствуют, то стоит срочно посетить логопеда. Если присутствуют проблемы с физическим здоровьем, стоит обратиться к педиатру.
Теперь более подробно рассмотрим, какие знания, умения и навыки должны быть у будущего первоклассника.
Итак, он:
- Должен знать и называть свою фамилию, имя и отчество; распространенные животные и растения; цвета; времена года, сколько дней в недели и их названия.
- Должен знать в чем разница между «право» и «лево»; деревьями и кустарниками; дикими и домашними животными; фруктами и ягодами.
- Уметь решать простые логические задания.
- Уметь восстанавливать последовательность, уметь выделать общие признаки и отличия.
- Выполнять простейшие арифметические действия и считать до 10.
- Понимать прочитанное и понимать инструкцию.
- Управляться с ручкой и карандашом, закрашивать, не выходя за контур.
Психологическая готовность к школе состоит из:
- Желания ребенка учиться.
- Умения общаться со сверстниками и взрослыми.
- Умения самостоятельно выполнять данные ему поручения.
- Умения подчиняться правилам.
- Умения самостоятельно собирать свои вещи.
Готовим ребенка к школе самостоятельно
С самого начала лучше превратить процесс обучения в игровой, потому что доминирующая деятельность в данном возрасте – это игра. Процесс должен радовать и вызывать у него яркие положительные эмоции, так как будет дополнительное эмоциональное подкрепление и вызовет положительную мотивацию к учению.
Для этого лучше заниматься с ребенком в хорошем настроении, которое передастся и ему. Время занятий лучше ограничить 20 минутами, по мере привыкания ребенка можно увеличить до получаса. Даже если ребенок увлечется необходимо сделать перерыв и сменить вид деятельности.
Поощряйте будущего первоклассника за каждое правильно выполненное задание, это прибавит ему уверенности и закрепит положительное отношение к учебе.
В конце занятия лучше всего сделать положительное эмоциональное закрепление, чтобы ребенок был заинтересован в дальнейших занятиях.
Никогда не заставляйте ребенка заниматься с вами, иначе это вызовет у него негативное отношение к учебе в дальнейшем.
Стоит запомнить, что лучшие учителя для детей – это их собственные родители. Поэтому стоит при любой возможности обучать и передавать знания ребенку – на прогулке, в театре, в поездке и т.д. Всё это должно подкрепляться положительными эмоциями, и тогда воспитание будет происходить в тесной взаимосвязи с интеллектуальным развитием.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.