Возникло и распространилось мнение, что творческие способности даются лишь людям, «одаренным с рождения». К счастью, это не так. Все люди рождаются с теми или иными способностями, но не всегда развивают их. Почему же большинство людей думают, что они неспособны к творчеству? Потому что взрослый чаще всего теряет основные качества, которые в детстве помогали ему быть изобретательным и непосредственным.
Как же стать творческим человеком? Ответ прост – надо быть им, развивать качества, ему присущие, осознавать себя, как творческую личность. И, что немаловажно, определиться с основным направлением творчества. Существует такой способ: на листке бумаги пишется то, чем нравится заниматься, а затем анализируется внутренний отклик на каждый пункт по десятибалльной шкале и определяются занятия, набравшие больше всего баллов. По ним можно сделать вывод о самой главной мечте человека, отражающей его творческие способности.
Творчество – особый процесс
Творчество – процесс создания чего-либо нового с увлеченностью, с душой. Любое дело можно выполнять творчески, но не каждая считающаяся творческой профессия делает человека творцом. Например, создание стандартного стула еще не является творчеством. А если создать стул с оригинальной спинкой, с механизмом изменения размеров сидения – это будет уже другое дело. Такая вещь будет дорога ее автору, и остальными людьми будет цениться выше, чем стандартная.
Отсюда следует вывод, что творческий человек – это тот, кто увлечен своим делом. Но если какой-нибудь человек делает свое дело увлеченно, мастерски, однако не интересуется ничем другим, может ли он называться творческим человеком? Разговаривать с подобным человеком тяжело; даже простой диалог «ни о чем» будет настоящей пыткой. Вот пример другого типажа человека, отличного от вышеописанного – с «легким характером», находящегося в курсе любых интересных событий и происшествий. Он запросто разговаривает на множество тем, шутит и не держит ни на кого обиды. Жизнь таких людей увлекательна, полна творчества. Быть увлеченным жизнью и стараться сделать ее еще более интересной, захватывающей – вот как быть творческим человеком.
Мыслить творчески – каким образом?
Для начала, надо перестать вешать ярлыки на людей, делить их на «высших» или более «низших». В любом человеке есть свой внутренний мир, свои интересные мысли и черты характера. Изменив свое отношение к другим людям, можно увидеть новые стороны привычных вещей.
Творческому потенциалу мешают раскрыться:
- Отсутствие вдохновляющего видения мира.
- Отсутствие увлеченности, интереса, азарта
- Отсутствие способности радоваться простым вещам
- «Внутренний критик»
- Недостаточность знаний
- Незнание методов творческого мышления
Несколько способов для повышения творческой энергетики:
- Новые средства выражения идей. Например, человек, печатающий на компьютере, может начать писать на бумаге.
- Общение с творческими людьми.
- Ведение дневника.
- Новые места и люди могут стать источником вдохновения.
- Проведение некоторого времени в одиночестве на природе.
- Представлять мир таким, каким его видит любой другой человек.
- Встретиться с несколькими одинаково мыслящими людьми и обменяться опытом, идеями.
- Чтение книг.
- Провести свидание с самим собой.
- Наблюдать, рассматривать красивые вещи.
- Около пятнадцати минут в день, разговаривая, не употреблять местоимения – я, мое и т.п.
- Выполнить 10 действий, заданных себе наугад.
Творчество и креативность
Творчество и креативность взаимосвязаны друг с другом. Чтобы творить – надо верить в свою креативность, т.е. способность находить необычные идеи, смотреть на вещи «с другого ракурса».
Упражнения для развития креативности:
- Синтез: Надо взять любые два слова из первой попавшейся книги и попытаться связать их между собой. Вместо слов, можно попытаться мысленно совместить два разных предмета. Именно так придумали одежду для животных.
- Архитектор: Для этого упражнения главное не умение чертить и рисовать, а умение фантазировать.
Сначала надо записать на листок 10 любых существительных. Например, апельсин, небо, вода. Это 10 обязательных условий, поставленных заказчиком. Слово «апельсин» — стены дома апельсинового цвета, слово «вода» — прудик перед домом. - Ассоциации: К первому попавшемуся на глаза предмету подобрать 5 прилагательных, наиболее ему подходящих. А затем – 5 прилагательных, наименее подходящих этому предмету. К примеру, шоколад – вкусный, молочный. Дальше идет творческий вариант – загадочный шоколад, весенний шоколад, ледяной шоколад.
Итак, творческому мышлению нельзя научить, но его можно развивать. Вдохновение само по себе приходит нечасто. С помощью различных техник и методов креатив превращается в привычку.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.