Как реагировать на критику?

Справедливая или огульная критика всегда выносит отрицательную оценку нашим поступкам, решениям, словам, заставляя нас испытать не самые приятные чувства. Особенно болезненно реагируют на замечания неуверенные в себе люди — те, кто считает себя недостойным чего-то хорошего, или перфекционисты, стремящиеся все сделать по высшему разряду. Поэтому критика, а точнее ответ на нее — лакмусовая бумага, выявляющая личностные проблемы.

Вместе с тем критика является оружием манипулятора, который не столько стремится использовать оппонента, сколько при этом унизить его. К этим же приемам прибегают, когда хотят переложить личную вину за неудачи на другого. И нередко за этим прячется элементарное незнание того, что и как нужно делать.

реакция на критику

Самообладание

Первое, чему нужно научиться — это самообладание. Не стоит сразу после нападения оправдываться и защищаться. Развить стойкость поможет упражнение, которое следует делать ежедневно в течение 20 мин. Сидите спокойно и ничего не делайте. Наблюдайте за тем, что окружает вас. Сосредоточьтесь на ощущениях — телесных, душевных, следите за мыслями. Цель — выработать способность спокойно воспринимать любые негативные события, концентрироваться на главном и не обращать внимания на бесполезные мелочи.

Абстракция

Второй необходимый навык — умение абстрагироваться. Вспомните ситуацию, когда критика причинила вам сильную боль. Как можно точнее воспроизведите замечание и прислушайтесь к отклику на него в теле. Туда, где реакция была наиболее выраженной, направьте поток воздуха. Когда напряжение исчезнет, представьте неприятный эпизод идущим на сцене или телеэкране. Обратите внимание на жесты, мимику действующих лиц. Выполняйте это упражнение, пока не почувствуйте, что критическая фраза больше не ранит вас. Смысл в том, чтобы научиться менять фокус восприятия.

Зерно от плевел

Третья важная способность — уметь распознавать истинный смысл критических замечаний. «Вы опять не укладываетесь с проектом в сроки! Подводите фирму!» И заказчик жалуется, что вы игнорируете его замечания. Налицо попытка начальника снять с себя всю ответственность за проект. Бесполезно объяснять, что вас не раз отвлекали на другие проекты, и что заказчик сам не раз отменял встречи. Простой выход — лаконичный ответ: «Работаю, все идет по плану». Возможно также: «Да, срок поджимает. Но главное не только уложиться в него, но и сделать все качественно, чтобы не испортить репутацию фирмы. Лучший способ — согласиться: «Вы правы, времени осталось мало. Я готов показать проект хоть сейчас, тем более что осталось доработать мелочи. Когда можно назначить презентацию?» Если начальник хотел сделать вас виноватым, он постарается уйти от ответа, сославшись на занятость. Тогда можно продолжать работать без оглядки на его порицание.

«Что вы наделали! У вас не руки, а крюки!». Очень обидно получить такую оценку своей работы. Однако не опускайтесь до ответных резкостей. Дайте клиенту выпустить пар. Когда накал спадет, потребуйте детального объяснения, что сделано не так. Если замечания будут обоснованными и в рамках договора, а исправить недочеты не составит большого труда, переделайте работу. В противном случае предложите клиенту вернуть деньги за вычетом расходов. Не бойтесь потерять прибыль, гораздо опаснее потерять веру в себя.

«Ты эгоист, думаешь только о своих интересах, а что хочу я, тебе все равно!» Услышав подобные упреки, не ищите в себе признаков равнодушия и черствости. В 99,9% за этими словами стоят каприз и стремление привлечь к себе внимание. Не оправдывайтесь. В подобных ситуациях важно не опускаться до взаимных упреков. Спросите прямо: «А что ты хочешь? Что я могу для тебя сделать? Что ты хочешь предложить?» Продолжайте уточнять, пока не получите ясного ответа.

Только вы сами можете уменьшить разрушительную силу критики, научившись правильно реагировать на нее. В конце концов, не зря говорят: «Собака лает — караван идет».

Также учите, что критика бывает конструктивной и и неконструктивной.

Добавить комментарий

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.