Стадии социализации

Понятие о стадиях социализации в системе психологического знания имеет свою долгую историю. Наиболее подробно данное понятие рассматривалось в системе фрейдизма, поэтому в этой же системе знаний началось и определение стадий. Психоанализ утверждает, что особое значение в развитии личности возлагается на период раннего детства.

Стадии социализации

Исходя из этого, психоанализ рассматривает социализацию как процесс, который хронологически совпадает с периодом раннего детства. Существует и другая точка зрения — в неортодоксальных психоаналитических работах временные рамки стадий расширены — в одних работах до периода отрочества, в других — до периода юности. Таким образом, можно сказать, что социализация в периоды детства, отрочества и юности считается общепринятой.

Однако споры и дискуссии по поводу других последующих стадий все еще идут. Принципиальность вопроса состоит в том, продолжается ли в зрелом возрасте социализация, а соответственно и усвоение окружающего опыта. В последние годы все чаще и чаще на этот вопрос дается положительный ответ.  Например, отечественная психология сделала акцент на то, что данный процесс подразумевает прежде всего усвоение социального опыта в процессе трудовой деятельности. Если принять это утверждение, то соответственно можно выделить три основные стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую. Теперь давайте поговорим подробнее о каждом из этапов.

Дотрудовая стадия

Эта охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. В свою очередь, эта стадия разделяется на два более или менее самостоятельных периода – ранней социализации и обучения.

Стадия ранней социализация охватывает период от рождения ребенка и  до поступления в школу, то есть тот период, который в возрастной психологии именуется периодом раннего детства.

Стадия обучения включает весь период юности, который состоит в основном из времени, проведенного в школе. Входит ли в период юности обучение в ВУЗе или техникуме? —  спорный вопрос. Если критерием  выделения стадий считается трудовая деятельность, то ВУЗ, техникум и прочие формы образования никак не могут быть отнесены к трудовой части.

С другой стороны, в учебных заведениях подобного рода специфика обучения отличается от обучения в средней школе, тем более, что в последнее время обучение в ВУЗах и техникумах достаточно часто сопряжено с трудовой деятельностью, поэтому этот этап жизни человека не совсем корректно рассматривать в разрезе школьной социализации. На сегодняшний момент вопрос все еще открыт, так как является достаточно важным и актуальным, ведь студенчество – одна из самых весомых социальных групп общества.

Трудовая стадия

Трудовая стадия охватывает период зрелости человека, хотя границы «зрелого» возраста достаточно условны, все же фиксация данной стадии не представляет особых затруднений – это весь период трудовой деятельности человека. Вопреки мысли о том, что социализация заканчивается вместе с завершением образования, большинство исследователей выдвигают идею продолжения данного процесса в период трудовой деятельности. Более того, акцент на том, что личность не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его, придает особое значение этой стадии.

Признание трудовой стадии социализации логически следует из признания ведущего значения трудовой деятельности для развития личности. Трудно согласится с тем, что труд как условие развертывания сущностных сил человека прекращает процесс усвоения социального опыта; еще труднее принять тезис о том, что на стадии трудовой деятельности прекращается воспроизводство социального опыта. Конечно, юность – важнейшая пора в становлении личности, но труд в зрелом возрасте не может быть сброшен со счетов при выявлении факторов этого процесса.

Трудовая социализация приобретает особое значение в связи с идеей непрерывного образования, в том числе образования взрослых. При такой постановке вопроса возникают новые возможности для построения междисциплинарных исследований, например, во взаимодействии с педагогикой, а точнее с трудовым воспитанием. В последние годы становятся актуальными исследования по акмеологии — науки о зрелом возрасте.

Послетрудовая стадия

Этот этап представляет собой еще более сложный вопрос. Проблемы пожилого возраста становятся все более и более актуальными. Увеличение продолжительности жизни – с одной стороны, система пенсионного обеспечения – с другой стороны приводят к тому, что в современном обществе пожилой возраст начинает занимать значимое место. Прежде всего увеличивается его удельный вес. Пенсионеры в значительной степени сохраняют свой трудовой потенциал, поэтому не случайно сейчас стремительно развиваются такие дисциплины, как геронтология и гериатрия.

В социальной психологии эта проблема присутствует как проблема послетрудовой стадии. Существуют две противоположные точки зрения — одна из них полагает, что само понятие социализации просто бессмысленно в применении к тому периоду жизни человека, когда все его функции сворачиваются. Исходя из этого, указанный период вообще нельзя описывать в терминах «усвоения социального опыта» или даже в терминах его воспроизводства. Крайним выражением этой точки зрения является идея «десоциализации» (сознательный отказ или утрата вследствие каких-либо внешних факторов индивидом усвоенных ранее ценностей, норм поведения, социальных ролей, привычного образа жизни), наступающей, как следствие завершения процесса.

Другая позиция, напротив, активно настаивает на совершенно новом подходе к пониманию психологической сущности пожилого возраста. В пользу этой позиции говорят уже достаточно многочисленные экспериментальные исследования сохраняющейся социальной активности лиц пожилого возраста, в частности пожилой возраст рассматривается как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта. Ставится вопрос лишь об изменении типа активности личности в этот период.

Косвенным признанием того, что социализация продолжается в пожилом возрасте, является теория развития личности Эриксона. Данная теория насчитывает восемь возрастов человека — младенчество, ранее детство, игровой возраст, школьный возраст, подростковый возраст и юность, молодость, средний возраст, зрелость. Лишь последний из возрастов – «зрелость», который начинается после 65 лет, может быть, по мнению Эриксона, обозначен девизом «мудрость», что соответствует окончательному становлению идентичности. Если принять эту позицию, то следует признать, что послетрудовая стадия социализации действительно существует.

Выделение стадий социализации с точки зрения отношения к трудовой деятельности имеет большое значение. Для становления личности небезразлично, через какие социальные группы она входит в социальную среду, как с точки зрения содержания их деятельности, так и с точки зрения их развития. При этом открытых, спорных, дискуссионных вопросов остается еще очень много. Это связано с тем, что сфера социализации не имеет достаточного количества не только экспериментальных исследований, но и теоретической разработки, хотя это никак не умаляет ее значения.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии: 3
  1. ReDomain
    30/05/2011 в 03:11

    А я как всегда поинтересуюсь не по теме: а где найти источник?

  2. Sheril Wolf
    31/05/2011 в 16:25

    Если необходима информация подобного рода со ссылкой на научный источник, то можете взять, мне кажется, любую книгу по возрастной психологии.

  3. Ирина
    04/08/2016 в 02:41

    Спасибо за прекрасный материал!

Добавить комментарий

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.