Роль семьи в социализации личности: часть 2

Если говорить об отношении родителей подростков с делинквентным поведением, то их основное чувство – это разочарование, вызванное ситуацией, когда возложенные на ребенка ожидания и надежды не оправдались.

Роль семьи в социализации – 2

По факту матери подростков с девиантным поведением часто не удовлетворены браком и своим супругом. Они видят источник всех трудностей, проблем и неприятностей в рождении ребенка.

Исходя из всего вышесказанного, можно выделить социально-психологические особенности, которые являются источником развития подростковой девиантности.

1. Ощущение неудовлетворенности супругов браком. Негативный эмоциональный фон в неполных семьях.

2. Ситуация отвержения супруга посредством подростка. Мать недовольна подростком, поскольку в нем проявляются многие черты, унаследованные от супруга. Мать акцентирует внимание на тех чертах характера, которые ее раздражают. При этом она настойчиво пытается перевоспитать подростка. Но это желание изменить чадо обычно не увенчивается успехом. В данной ситуации ребенок нередко выражает свой протест в  нежелательном поведении. Положительный образ ребенка или его элементы оказываются под угрозой, что чревато риском психологического срыва ребенка.

3. Неудовлетворенные жизненные устремления. Важным фактором, обусловливающим девиантное поведение подростков, является  то, что 65% случаев беременностей их матерей характеризовалось отсутствием позитивных чувств к ребенку во время вынашивания плода и сопровождалось восприятием будущего малыша как источника проблем, неприятностей, трудностей. Это свидетельствует о незапланированной беременности, в то время как установка матери на «свободную жизнь» и далеко идущие планы не сочетались с предстоящим материнством.

Беременность выступала в качестве существенного препятствия на пути реализации собственного потенциала. Решение внутреннего конфликта после рождения ребенка переносится на отношения с малышом. В душе мать не испытывает радости от его рождения, а продолжает сожалеть о произошедшем, подсознательно воспринимая собственное чадо как препятствие. При этом материнское отношение к подростку характеризуется эмоциональным отвержением.

Эта ситуация обостряет тем, что мать проецирует на подростка свои нереализованные устремления, пытаясь таким образом реализоваться в нем. Так ребенок превращается в средство для воплощения собственных желаний и надежд. Однако если сделать это не удается, то родитель разочаровывается в подростке, обижается на него, раздражается, что напрямую связано с неоправданием подростком родительских ожиданий.

4. Влияние опыта взаимоотношений, сложившегося в прародительской семье. Материнское поведение формируется в зависимости от ситуации в родительской семье. Корни причины отвержения ребенка матерью прорастают во взаимоотношения женщины с ее собственной матерью в детстве, которые характеризуются драматизмом.

Из-за материнской депривации стала невозможной идентификация с матерью, как на уровне психологического пола, так и на уровне формирования материнской роли. Ведущей потребностью женщины, которая отвергает родного ребенка, является получение любви и признания собственной матери. Эта потребность обусловлена эмоциональной зависимостью от матери и становится блоком в личностном росте женщины, что не дает ей возможности самой в будущем стать матерью.

Эти данные являются достаточно убедительным свидетельством того, что матери подростков с девиантным  поведением испытывают в отношении детей негативные эмоции, влияющие в дальнейшем на то, как подростки воспринимают и интерпретируют поведение родителей и как они относятся к ним и самим себе.

Одновременно с этим между ребенком и матерью создается психологическая дистанция, инициатором которой она сама же и является. Так мать почти не заботится о ребенке, не интересуется увлечениями подростка, не поощряет его инициативность и самостоятельность, стремится занимать доминирующую позицию.

Для семей подростков с отклоняющимся поведением характерно родительское отношение, проявляющееся в эмоциональном отвержении. Общение матери с ребенком приобретает такие черты, как неудовлетворенность, раздражение, напряжение, конфликтность. Ребенок для родителя — неудачник без будущего.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии: 3
  1. Evgenia
    10/04/2012 в 16:51

    насильно мил не будешь… к сожалению, иногда даже близкие родственные связи не могут быть гарантом душевной близости; родители любят ребенка, но невнимательностью и равнодушием строят крепкую стену между собой и своим чадом

  2. Sheril Wolf
    11/04/2012 в 08:59

    «даже близкие родственные связи не могут быть гарантом душевной близости» — это абсолютная правда!!! я знаю много недолюбленых детей и постоянно вижу последствия этого в том, как тяжело складывается их дальнейшая жизнь — это очень горько и печально…

  3. Филатова Владислава
    02/10/2012 в 20:10

    всё идет из семьи. Голод в отношении родительского воспитания ломает личность ребенка — в результате отчужденность, "никому ненужность" рождают социальные отклонения в его поведении. Это страшно. Ведь Дети — это наше будущее.

Добавить комментарий

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.