Жизненный мир ребенка на протяжении всего раннего периода развития остается простым: каждое побуждение малыша связано с непосредственным восприятием.
В соответствии с психологическим уровнем развития различают такие периоды:
- ранний (от года до трех);
- дошкольный (от трех до шести лет);
- младший школьный (от 6 до 9 лет);
- подростковый (9-15 лет).
Для детей раннего периода основными достижениями являются ходьба и речь. Важно установить тесную связь с ребенком именно в этот период жизни, так как это окажет огромное влияние на формирование его как личности в будущем.
Уже в раннем возрасте у малыша формируются новые физические возможности, развиваются такие психические функции, как:
- Речь;
- Восприятие (малыш начинает узнавать родителей, любимые игрушки, обстановку – пространственное восприятие – около 4 мес.);
- Действия и мышление (ребенок усваивает действия с различными предметами, учится манипулировать ими, начинает подражать взрослым – примерно в 10 мес.).
Ближе к 3 годам у ребенка уже проявляется игра с сюжетом – «режиссерская игра», в которой вещи наделяются игровым содержанием.
Желания малыша неустойчивы – их ограничивают только наказание и поощрение. В раннем возрасте ребенок не может самостоятельно принимать решения – он реагирует только на то, что воспринимает. Этому периоду жизни присущи яркие и порывистые реакции, связанные с желаниями малыша. Если желание не удовлетворено – может возникнуть эмоциональная вспышка. Эти вспышки лучше всего гасятся игнорированием или спокойной реакцией взрослых.
До XV ст. общество не отделяло период детства как особенный – малыши пребывали в местах работы и развлечений взрослых. Особое внимание детям начали уделять только с середины XV ст. – для них стали сооружать игровые площадки, выделять отдельную спальню.
В XIX ст. вошло в моду написание биографий, что подтолкнуло к наблюдению за тем, как происходят изменения в интеллектуальном и социальном развитии ребенка.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.