Этика и психология делового общения: как создать благоприятное впечатление о себе.

Первое совещание с подчиненными, собеседование с будущим начальником или переговоры с новым клиентом – все эти ситуации объединяет то, что дальнейшее сотрудничество зависит от первого произведенного впечатления.

То, что допустимо в неформальных, бытовых формах коммуникации, может быть понято неправильно при деловом общении: например, излишняя раскованность создаст впечатление фамильярности, а стремление тщательно обдумывать собственные действия – нерешительности, неспособности быстро реагировать.

Как же, опираясь на профессиональные качества и лучшие черты своего характера, создать благоприятное впечатление при первом и последующих деловых контактах?

1. Соблюдайте общепринятые моральные и этические нормы. То же относится к требованиям дресс-кода и банальной гигиены: не дайте грязным волосам или отсутствующему галстуку испортить первое впечатление.
Если общение предстоит с людьми, относящимися к другому вероисповеданию, национальности или отличающейся по любым признакам социальной группе, заранее изучите характерные нормы и правила.

2. Проявляйте интерес. Только не переходите черту. От искренней заинтересованности до подхалимства (в случае общения с руководителем) или авторитарности, излишнего контроля (если общаетесь с подчиненными) – всего один шаг.

3. Делайте комплименты. Опять же искренне. Хвалить менеджера за демократичность после того, как он сделал выговор проявившему инакомыслие, по крайней мере, нелогично. Поэтому постарайтесь, выбрать такое качество собеседника, чтобы не приходилось сильно приукрашать действительность. Иначе человек с адекватной самооценкой может воспринять это как издевательство.

4. Ищите общее. Люди симпатизируют себе подобным и относятся к ним благосклонно. Эту психологическую особенность используют в нейролингвистическом программировании, применяя технику подстраивания под собеседника. Суть ее заключается в достижении максимального сходства поведенческих и речевых проявлений собеседников (темпа и манеры речи, позы, мимики, ритма дыхания и др.). За счет этого происходит настраивание на одну психоэмоциональную волну, а, значит, легче достигается согласие, сводится к минимуму возможность развития конфликта.

5. Дарите знаки внимания. Они делятся по эмоциональной окраске (положительные/отрицательные), по виду воздействия (физические/психологические), по степени спонтанности (предопределенные/спонтанные). Ведущую роль должны играть спонтанные положительные психологические знаки внимания (стоуксы). В редких случаях больший эффект приносит использование стоуксов с негативной оценкой (например, конструктивная критика в контексте всеобщего непротивления) или предопределенные знаки внимания (например, в случае патологической боязни коммуникативного партнера потерять контроль). Злоупотребление физическими стоуксами может быть воспринято неадекватно из-за строгой регламентированности делового общения.

Стараясь оставить положительное впечатление у партнеров по деловому общению, руководствуйтесь чувством меры и учитывайте особенности конкретной ситуации. Если же волнение мешает здраво рассуждать, попробуйте просто улыбнуться. Улыбка всегда оставляет хорошее впечатление!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.