Девиантное поведение и философия

Ну-у-у, — вздохнет читатель – сейчас начнутся туманные рассуждения о «Cмысле вселенной» и «Феноменологии духа». Действительно, большинство людей смотрят на философию, как на малопонятное занятие, связанное с запутанными рассуждениями, подходящее для чудаков, курящих трубку и везде забывающих свои очки. «Философия — самая непонятная и бесполезная из всех наук» — это определение нам не раз приходилось слышать от студентов, когда-то ее изучавших. Интересно, что это утверждение ошибочно вдвойне: во-первых, философия — это прежде всего прикладная, ориентированная на жизнь, область знания, во-вторых, строго говоря, философия — это не наука. По-видимому, нужно сказать об этом подробнее.

Девиантное поведение и философия

Начнем с первого утверждения — «философия является прикладной, ориентированной на реальную жизнь, областью знания». Это действительно так. Более того, все люди являются философами — даже если не осознают этого. Философия имеет дело с самыми общими вопросами, касающимися человеческой жизни и мира, в котором эта жизнь протекает. Что такое жизнь? Есть ли у жизни смысл? Если да, то в чем он заключается? Как вообще возможно найти ответ на вопрос о смысле жизни? Что мы можем, и что не можем познать? Свободен ли человек в выборе своей судьбы, или он раб обстоятельств? Может ли человек что-то познавать и каковы границы этого познания? Существуют ли на самом деле такие идеалы, как честь, любовь, долг — или все это лишь иллюзии? Имеет ли вселенная какую-либо цель или причину своего существования? Все эти вопросы относятся к разряду философских.

Нет никаких сомнений в том, что очень многое в жизни человека зависит от того, как он отвечает на эти и им подобные вопросы. Отвечают на них все, даже не осознавая этого. Считаем ли мы себя свободными или рабами обстоятельств, видим ли смысл жизни в служении долгу или в удовлетворении желаний — любой из ответов сразу отражается на нашем поведении и повседневной жизни. Более того, жизнь целых сообществ зависит от ответов на эти важнейшие вопросы. Стоит нам решить, что мы поняли, в чем счастье для человечества и, что само человечество просто не видит и не понимает своего счастья — и, мы вполне можем уподобиться Гитлеру или Робеспьеру. Во время Великой французской революции гильотина в Париже работала не переставая несколько суток — во имя «свободы, равенства и братства» — один из самых трагичных примеров поспешного решения философских вопросов. Когда кто-то говорит нам, что безработные сами виноваты в своих несчастьях — это философская позиция, с которой мы можем согласиться или нет. Таким образом, философия — тесно связана с реальной жизнью.

Теперь о втором аспекте — утверждении, что философия — это не наука — редко принимаемом во внимание неспециалистами. Давайте разберемся, что же такое наука. Наука — это изучение окружающего мира, опирающееся на теории и данные опыта. Причем опытные данные выступают решающими. Теории, как мы уже говорили — это идеи, которые объясняют реальность. Научные теории обязательно должны подтверждаться опытом. Опыт — это то, что можно измерить, взвесить, пощупать и т.д. Классическим примером научной теории является закон всемирного тяготения, сформулированный Иссааком Ньютоном: «все тела притягиваются друг к другу, с силой прямо пропорциональной квадрату их масс и обратно пропорциональной квадрату расстояния между ними». Эта теория объясняет, почему яблоко упало на голову Ньютона и почему ракета должна сжечь определенное количество топлива, прежде, чем оторваться от земли. И эти объяснения подтверждаются данными опыта — зная массу яблока, можно подсчитать с какой скоростью оно падало, зная массу ракеты и Земли можно подсчитать необходимое количество топлива. Однако, философские вопросы не могут быть однозначно подтверждены опытом — не случайно их называют «вечными». Можно ли окончательно доказать, что существует смысл жизни, так же, как и доказать, что его не существует? Смысл жизни нельзя пощупать, потрогать или измерить.

Суммируя все выше сказанное, можно утверждать, что философия является наиболее общей областью компетенции девиантолога. Ведь отвечая на основные вопросы девиантологии — что есть норма поведения, а что отклонение в поведении — мы фактически решаем философскую проблему. Что бы лучше понять сказанное, нам придется совершить краткий экскурс в историю.

Философия возникла в Греции, приблизительно в VI веке до н.э. Именно греки заложили основы всей последующей философской мысли. Многих мыслителей последующих поколений поражал тот факт, что греческие философы подняли практически все актуальные философские вопросы и, более того, обозначили основные ответы на них. Нас, разумеется, интересуют, в первую очередь, те вопросы, которые касаются нормального и ненормального в поведении людей. Эти вопросы оформились в особую область философского знания, называемую этикой или моральной философией. Однако сами этические учения упираются в представления о человеческой природе. Коротко рассмотрим лишь два из крупнейших этических учений Античности, предопределивших дальнейшее развитие этической мысли.

Очень влиятельным, среди древнегреческих философов, считался Сократ. Его этическая концепция предполагала взгляд на человека, как на существо, обладающее двойственной природой. С одной стороны человек подобен животным во всем, что связано со страстями, телесными желаниями и влечениями. С другой стороны человек имеет разум — божественную способность постигать суть вещей — то, чего лишены животные. Нормальным для человека Сократ считал максимальное развитие разумного начала и полный контроль разума над телесной природой. Это должно было обессмертить «разумную душу». Таким образом, Сократ заложил основы этики долга, ориентированной на самоконтроль во имя какой-то высшей цели.

Противоположного взгляда на человека придерживался Протагор — глава софистов. Ему принадлежит выражение «человек — мера всех вещей». Человек, согласно Протагору, сам для себя есть высший авторитет и моральный судья. Человек вправе делать то, что считает нужным, не обращая внимание на окружающих. Его личное счастье — превыше всего. «Что толку связывать себя каким-то долгом, обязательствами, если завтра мы умрем. Нужно жить сейчас и жить успешно» — вот основная идея этого направления моральной мысли. Иногда его называют этикой успеха или эффективности.

Мы можем  соглашаться  с  Сократом  или Протагором, но мы обязаны отдавать себе отчет в том, что вставая на любую философскую позицию, мы принимаем строго определенную точку зрения на девиантологические проблемы. Другими словами, если мы согласны с Протагором, то мы не сможем считать нормальным человека, который имеет возможность безнаказанно украсть и не делает этого из моральных соображений. Это противоречит принципу успеха. Точно так же, если мы согласны с Сократом, то мы не сможем считать нормальным человека, который в свободное время посвящает обжорству и сексуальным развлечениям. Это противоречит принципу самоограничения. Отсюда важный для нас с вами вывод: любое представление о норме или отклонении уходит своими корнями в философию; считая какие-то действия людей девиантными, мы тем самым занимаем философскую позицию.

Отсюда следует, что девиантолог просто обязан быть компетентным в области философских морально-этических учений. Философские вопросы считаются «вечными», но люди всегда так или иначе отвечали на них в разные исторические эпохи по разному. Любой ответ сразу задавал координаты проявлений девиантности, очерчивал круг того, что делать или думать нельзя. Нам с вами очень пригодится знание этих примеров — ведь прошлое дает повод для размышлений о настоящем.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.