Виды психологического воздействия в межличностных отношениях школьников

Многие родители, отправляя своего ребёнка в школу, даже не подозревают, какому психологическому насилию порой приходится противостоять любимому чаду. Некоторые из них, в силу своей природной интеллигентности, скромности и неопытности, сталкиваясь с агрессивным поведением одноклассников, не могут противостоять грубому насилию и моральному давлению со стороны. Естественно, более сильные личности это чувствуют. Применяя эмоциональное давление или запугивания, они принуждают жертву выполнять свои желания и установки, ведущие к достижению своих личных целей.

Такие признаки манипулирования выражены не столь очевидно, как физические воздействия. Могут проявляться как в виде оскорблений, насмешек и ругани, так и в тонкой игре на чувствах и эмоциях, вынуждая жертву менять своё мнение, поведение, принятие решений. При этом они более опасны, так как, постоянно воздействуя на жертву, морально ломают, калечат психику и подрывают уверенность в себе. В дальнейшем это выльется в серьёзные последствия, и окажет влияние на всю последующую жизнь ребёнка.

Давайте в этой статье разберём наиболее распространённые виды психологического воздействия и методы защиты от них.

Прямое воздействие через приказы

Одной из самых распространённых и эффективных форм воздействия является попытка прямого управления, раздачей распоряжений приказным порядком. Наиболее физически сильные и грубые дети, принимают лидирующие позиции, подминают под себя слабых. Нежелание или страх идти на открытый конфликт, последние вынуждены подчиниться чужой воле.

Метод защиты:

Прежде всего, научить ребёнка уважать себя и умению чётко определять границы своих прав и обязанностей. Столкнувшись с потенциальным доминантом, ему важно сформулировать для себя, и ответить на вопрос: «Нужно ли мне выполнять такие распоряжения и что случится в случае их невыполнения?». Если ответом будет «не нужно и ничего не произойдёт», необходимо вежливо, но твёрдо заявить, о своём несогласии подчиниться. В дальнейшем, на такие приказы не реагировать.

Например: Двух учеников, Володю и Митю, оставили после урока в качестве дежурных, привести в порядок класс, подготовить для дальнейших занятий. Володя даёт распоряжение заняться этим Мите, не собираясь помогать товарищу.

В таком случае Митя может сказать, что не обязан выполнять его приказы. Что готов сделать свою часть работы – подровнять парты, расставить стулья и собрать мусор, а вот намочить губку, вымыть доску и подготовить мел должен Володя.

Оскорбления и насмешки

Примером ещё одного метода манипуляций с целью возвыситься над одноклассниками могут быть незаслуженные унижения, насмешки, оскорбления. В таком случае жертва всеми силами будет искать себе оправдания, доказывать необоснованность предъявленных обвинений, предпримет попытки заслужить уважение «лидера», доказать свою значимость.

Метод защиты:

Всем известно, что наиболее эффективным защитным методом является юмор, который способен остановить любую агрессию. В данном случае, главное для ребёнка не потерять внутреннее равновесие. Очень важно реагировать не так, как ожидает обидчик. Необходимо научиться переводить всё в шутку, заставляющую собеседника искренно рассмеяться, оставаясь при этом безучастным к не заслуженным нападкам.

Например: На уроке физкультуры Володя насмехается над Митей, что тот не может подтянуться на турнике достаточное количество раз. На что Митя с улыбкой отвечает: «Да, пока у меня не получается так, как у тебя. Но я буду очень благодарен, если потренируешь меня по утрам, перед уроками. Уверен, что под твоим руководством я стану чемпионом школы по подтягиванию».

Пренебрежение, игнорирование и бойкот

Умышленное невнимание, презрение, пренебрежение к обсуждению и высказываниям на значимые темы, применяются манипуляторами с целью повлиять на поведение, заставить изменить взгляды соученика, снизить его самооценку привести в состояние неуверенности и беспокойства.

Метод защиты:

В этом случае не стоит пытаться менять мнение, жертвуя своей точкой зрения, чтобы расположить к себе агрессора. Такому человеку, не способному принять мнение других и склонному игнорировать и обижаться на не устраивающие его взгляды, следует дать понять, что таким поведением он ничего не добьётся.

Например: Две подруги, Виктория и Светлана, не сошлись во мнении в каком-то вопросе. Высказав свою точку зрения, Виктория отвернулась, играя в «молчанку», не желает слышать позицию подруги. На предложение Светланы выслушать её, заявила: «Мы больше не подруги». На что Светлана должна ответить: «Тогда представь, что меня здесь нет. Я пойду, пообщаюсь с другими девочками, а ты подумай, насколько я важна в твоей жизни».

Чувство вины

Влияние через чувство вины выражается как необоснованные обвинения в нечестности, упрямстве и эгоизме, призывы к стыду и совести. Таким образом, манипулятор вызывает у своей мишени чувство вины. Желание одноклассников выглядеть хорошими, заставляет поступиться своими интересами.

Здесь главное, чтобы ребёнок знал, где заканчиваются границы его долга и обязанностей. Как только манипулятор нарушает эти границы, ему следует прямо указать, что реализовать такое влияние на него не удастся.

Например: Володя настаивает, чтобы Митя сделал за него домашнее задание по математике. При этом обвиняет товарища в нарушении чувства долга: « Ты же мой друг. Ты должен мне помочь, зная, что я не умею решать задачи!» На что Митя ответит: «Я готов тебе помочь разобраться в этой теме, но задачи тебе предстоит решить самостоятельно».

Угрозы и запугивание

Наиболее распространенным, в учебных заведениях, видом психологического насилия, агрессивными школьниками используется запугивание. Угроза причинить товарищу неприятность, зло и даже нанесение физической боли. Эту форму используют, чтобы вызвать у сверстника тревогу, беспокойство и страх, установить над жертвой своё превосходство, навязать свои правила. Напуганный и встревоженный ребёнок поддается чужому влиянию и его легче подчинить, заставить действовать в угоду агрессору.

Для того, чтобы максимально сократить неприятные моменты Вашим детям, родителям стоит проявить должное внимание. Не быть равнодушными к проблемам ребенка, чаще разговаривать, интересоваться внутренними переживаниями, чувствами, желаниями. Выяснять, как дела в школе, какие отношения с одноклассниками, что ребёнок думает, что беспокоит, чтобы он хотел изменить и какие проблемы беспокоят. Здесь очень важно привить умение постоять за себя, умение ребёнка правильно реагировать на сложившуюся ситуацию, отстаивать свои права, умение договариваться с другими людьми, использовать различные методы избегания конфликтов.

Главное установить доверительные отношения, объяснить как себя вести и что делать, чтобы избежать неприятных моментов. Обучать лучше дома, разыгрывать различные сценки, учить его, что сказать или сделать в той или иной ситуации. Приводить личные примеры выхода из щепетильных положений в своей жизни, известные примеры жизни своих родственников, знакомых, героев из прочитанных книг, кинофильмов.

Подготовленный школьник сумеет четко спрогнозировать поведение таких неблагонадёжных соучеников, вовремя принять адекватное решение, отсечь провокации в свой адрес, и попытки сближения с собой. То есть, необходимо научить его адаптироваться в обществе, находить и успешно применять на практике различные конструктивные пути выстраивания взаимоотношений.

«Молчание и улыбка – это два мощных оружия. Улыбка является способом решения многих проблем, молчание же помогает их избежать». Японская мудрость.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

 

Добавить комментарий

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.