Виды психологического воздействия в межличностных отношениях школьников.

Многие родители, отправляя своего ребёнка в школу, даже не подозревают, какому психологическому насилию порой приходится противостоять любимому чаду. Некоторые из них, в силу своей природной интеллигентности, скромности и неопытности, сталкиваясь с агрессивным поведением одноклассников, не могут противостоять грубому насилию и моральному давлению со стороны. Естественно, более сильные личности это чувствуют. Применяя эмоциональное давление или запугивания, они принуждают жертву выполнять свои желания и установки, ведущие к достижению своих личных целей.

Такие признаки манипулирования выражены не столь очевидно, как физические воздействия. Могут проявляться как в виде оскорблений, насмешек и ругани, так и в тонкой игре на чувствах и эмоциях, вынуждая жертву менять своё мнение, поведение, принятие решений. При этом они более опасны, так как, постоянно воздействуя на жертву, морально ломают, калечат психику и подрывают уверенность в себе. В дальнейшем это выльется в серьёзные последствия, и окажет влияние на всю последующую жизнь ребёнка.

Давайте в этой статье разберём наиболее распространённые виды психологического воздействия и методы защиты от них.

Прямое воздействие через приказы

Одной из самых распространённых и эффективных форм воздействия является попытка прямого управления, раздачей распоряжений приказным порядком. Наиболее физически сильные и грубые дети, принимают лидирующие позиции, подминают под себя слабых. Нежелание или страх идти на открытый конфликт, последние вынуждены подчиниться чужой воле.

Как защититься? Метод защиты

Прежде всего, научить ребёнка уважать себя и умению чётко определять границы своих прав и обязанностей. Столкнувшись с потенциальным доминантом, ему важно сформулировать для себя, и ответить на вопрос: «Нужно ли мне выполнять такие распоряжения и что случится в случае их невыполнения?». Если ответом будет «не нужно и ничего не произойдёт», необходимо вежливо, но твёрдо заявить, о своём несогласии подчиниться. В дальнейшем, на такие приказы не реагировать.

Например: Двух учеников, Володю и Митю, оставили после урока в качестве дежурных, привести в порядок класс, подготовить для дальнейших занятий. Володя даёт распоряжение заняться этим Мите, не собираясь помогать товарищу.

В таком случае Митя может сказать, что не обязан выполнять его приказы. Что готов сделать свою часть работы – подровнять парты, расставить стулья и собрать мусор, а вот намочить губку, вымыть доску и подготовить мел должен Володя.

Воздействие через оскорбления и насмешки

Примером ещё одного метода манипуляций с целью возвыситься над одноклассниками могут быть незаслуженные унижения, насмешки, оскорбления. В таком случае жертва всеми силами будет искать себе оправдания, доказывать необоснованность предъявленных обвинений, предпримет попытки заслужить уважение «лидера», доказать свою значимость.

Как защититься?

Всем известно, что наиболее эффективным защитным методом является юмор, который способен остановить любую агрессию. В данном случае, главное для ребёнка не потерять внутреннее равновесие. Очень важно реагировать не так, как ожидает обидчик. Необходимо научиться переводить всё в шутку, заставляющую собеседника искренно рассмеяться, оставаясь при этом безучастным к не заслуженным нападкам.

Например: На уроке физкультуры Володя насмехается над Митей, что тот не может подтянуться на турнике достаточное количество раз. На что Митя с улыбкой отвечает: «Да, пока у меня не получается так, как у тебя. Но я буду очень благодарен, если потренируешь меня по утрам, перед уроками. Уверен, что под твоим руководством я стану чемпионом школы по подтягиванию».

Психологическое воздействие через пренебрежение, игнорирование и бойкот

Умышленное невнимание, презрение, пренебрежение к обсуждению и высказываниям на значимые темы, применяются манипуляторами с целью повлиять на поведение, заставить изменить взгляды соученика, снизить его самооценку привести в состояние неуверенности и беспокойства.

Как защититься?

В этом случае не стоит пытаться менять мнение, жертвуя своей точкой зрения, чтобы расположить к себе агрессора. Такому человеку, не способному принять мнение других и склонному игнорировать и обижаться на не устраивающие его взгляды, следует дать понять, что таким поведением он ничего не добьётся.

Например: Две подруги, Виктория и Светлана, не сошлись во мнении в каком-то вопросе. Высказав свою точку зрения, Виктория отвернулась, играя в «молчанку», не желает слышать позицию подруги. На предложение Светланы выслушать её, заявила: «Мы больше не подруги». На что Светлана должна ответить: «Тогда представь, что меня здесь нет. Я пойду, пообщаюсь с другими девочками, а ты подумай, насколько я важна в твоей жизни».

Психологическое воздействие через чувство вины

Влияние через чувство вины выражается как необоснованные обвинения в нечестности, упрямстве и эгоизме, призывы к стыду и совести. Таким образом, манипулятор вызывает у своей мишени чувство вины. Желание одноклассников выглядеть хорошими, заставляет поступиться своими интересами.

Здесь главное, чтобы ребёнок знал, где заканчиваются границы его долга и обязанностей. Как только манипулятор нарушает эти границы, ему следует прямо указать, что реализовать такое влияние на него не удастся.

Например: Володя настаивает, чтобы Митя сделал за него домашнее задание по математике. При этом обвиняет товарища в нарушении чувства долга: « Ты же мой друг. Ты должен мне помочь, зная, что я не умею решать задачи!» На что Митя ответит: «Я готов тебе помочь разобраться в этой теме, но задачи тебе предстоит решить самостоятельно».

Психологическое воздействие через угрозы, запугивание

Наиболее распространенным, в учебных заведениях, видом психологического насилия, агрессивными школьниками используется запугивание. Угроза причинить товарищу неприятность, зло и даже нанесение физической боли. Эту форму используют, чтобы вызвать у сверстника тревогу, беспокойство и страх, установить над жертвой своё превосходство, навязать свои правила. Напуганный и встревоженный ребёнок поддается чужому влиянию и его легче подчинить, заставить действовать в угоду агрессору.

Для того, чтобы максимально сократить неприятные моменты Вашим детям, родителям стоит проявить должное внимание. Не быть равнодушными к проблемам ребенка, чаще разговаривать, интересоваться внутренними переживаниями, чувствами, желаниями. Выяснять, как дела в школе, какие отношения с одноклассниками, что ребёнок думает, что беспокоит, чтобы он хотел изменить и какие проблемы беспокоят. Здесь очень важно привить умение постоять за себя, умение ребёнка правильно реагировать на сложившуюся ситуацию, отстаивать свои права, умение договариваться с другими людьми, использовать различные методы избегания конфликтов.

Главное установить доверительные отношения, объяснить как себя вести и что делать, чтобы избежать неприятных моментов. Обучать лучше дома, разыгрывать различные сценки, учить его, что сказать или сделать в той или иной ситуации. Приводить личные примеры выхода из щепетильных положений в своей жизни, известные примеры жизни своих родственников, знакомых, героев из прочитанных книг, кинофильмов.

Подготовленный школьник сумеет четко спрогнозировать поведение таких неблагонадёжных соучеников, вовремя принять адекватное решение, отсечь провокации в свой адрес, и попытки сближения с собой. То есть, необходимо научить его адаптироваться в обществе, находить и успешно применять на практике различные конструктивные пути выстраивания взаимоотношений.

«Молчание и улыбка – это два мощных оружия. Улыбка является способом решения многих проблем, молчание же помогает их избежать». Японская мудрость.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.