Вестернизация кинематографа

О засилии зарубежных фильмов на нашем теле-рынке говорится и пишется давно. Однако об истинных размерах возможных последствий тотальной вестернизации кинематографа знает лишь небольшой круг специалистов. Толковый словарь английского языка Уэбстера так раскрывает значение слова «вестернизация»: «вестернизировать — оказывать влияние западными идеями и обычаями». Защитники западной теле-видео-продукции (представленной у нас фильмами, в основном американского производства), возможно скажут, что зарубежные фильмы намного превосходят отечественную кинопродукцию по многим показателям: зрелищности, динамичности сюжета, качеству съемки и т.п. Однако, следует помнить, что каково бы ни было художественно-эстетическое, профессиональное качество американского фильма, он — продукт иного общества, иной культуры.

Вестернизация кинематографа

Как таковой американский фильм, возможно, в силу большей необычности своего содержания и высокого профессионального мастерства его создателей, эффективнее уводит какую-то часть публики от тягот российской жизни, эффективнее влияет на формирование самостоятельного молодого человека, но он не способен формировать у отечественного зрителя чувства идентичности со своей культурой, своим народом, судьбой своего общества. Между тем, это чувство — естественное состояние человека как гражданина — важная функция любой национальной культуры.

Американский социолог Г.Тернер пишет: «Во многих странах сильно обеспокоены господством США в производстве и дистрибьюции фильмов и телепрограмм. Если мы понимаем наш мир или нацию посредством его репрезентаций главным масс-медиа, иностранный контроль за этими репрезентациями действительно угрожает связности понимания индивидом мира или нации. Американское господство над масс-медиа до некоторой степени превратило американские образы общества». (\Социс\№2.,1996г.)

Как мы можем увидеть, в мире серьезно обеспокоены господством американских масс-медиа на национальных теле-видео-рынках, у нас же пока особого беспокойства (по крайней мере на официальном уровне) не наблюдается. А ведь проблема культурной идентификации нации, пожалуй, посерьезней экономических и политических проблем.

Как мы уже отмечали, наиболее уязвимо для воздействия экранных стереотипов именно подростковое сознание. В связи с этим следует упомянуть еще об одной тревожной тенденции поведения подростков, обусловленной увлечением вестернизированным кинематографом. Речь идет о начавшемся в конце 80-х гг. буме восточных единоборств. Разрекламированные в популярных боевиках единоборства, герои которых демонстрируют сверхчеловеческую ловкость, силу и отвагу, быстро стали одним из самых популярных увлечений российских подростков. При этом начисто игнорировались два момента — родиной большинства этих боевых систем является Юго-Восточная Азия, т.е. они ориентированы не на европейца, также в традиционном варианте все восточные единоборства представляют собой системы скорее духовно-психологического, нежели физического тренинга.

Система же преподавания единоборств в нашей стране абсолютно не способствовала (за редким исключением) воспитанию в подростках каких-либо духовно ценностных ориентиров, кроме культа силы и презрения к слабости. Согласно мнению одного из крупнейших в нашей стране специалистов по традиционным единоборствам стран Востока Ю. Ю. Сенчукова, «…основной интерес представляет не то, что с помощью какого-либо искусства можно сделать с кем-то другим — важнее то, что это искусство за время занятий сделает с тобой».

Поскольку большинство «наставников» преподавали боевые единоборства только как технику рукопашного боя, а духовное содержание этих систем заменяли туманными фразами о «заветах древних мастеров», молодые люди черпали «духовное содержание» из дешевой кино-, теле- и книгопродукции. Приведем по этому поводу слова того же Ю. Ю. Сенчукова: «Скажите — пустите ли вы своего ребенка играть с «другом», который привык к тому, что удар молотком по голове — лишь одна из многих остроумных шуток? А какое, по вашему мнению, воздействие на детское подсознание оказывают всеми любимые Том и Джерри, из серии в серию весело лупцующие друг друга по головам молотками, расплющивающие, расстреливающие и взрывающие друг друга? По мере взросления — далее в том же духе — страдающий от множества комплексов юнец один за другим глотает кровавые боевики, снятые по одной и той же надуманной схеме. … Как говорится, «учебный процесс» в полном разгаре. А потом он спокойно лупит человека арматурой по почкам. Ведь так делал его кинокумир — и от этого никто не умирал.»

Как следствие такого воспитания, «… не человек владеет боевым искусством, а боевое искусство, как некий комплекс стереотипов, владеет человеком, выходит из под его контроля; сам человек превращается при этом в рабочий придаток своего искусства, который не может проявиться иначе, как в бою».  Не удивителен, в таком случае, рост уровня агрессии среди подростков (учитывая массовость увлечения единоборствами) и криминализация боевых видов спорта. Согласно мнению большинства отечественных специалистов в области единоборств, большинство крупных федераций боевых видов спорта являются мафиозными «крышами» — т.е. занимаются подготовкой боевиков преступных группировок.

Хагуров Т.А. Степанова Н.Е. Агрессивность и маргинальность — характерные черты кризисного общества. Москва-Краснодар, 2000

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.