Типология личности Фрица Римана — 2

Первый личностный тип — это шизоидный, испытывающий страх перед самоотдачей. Его стремления направлены, прежде всего, на независимость и самодостаточность. Не нуждаться ни в чьей помощи, не быть ни кому обязанным имеет для него решающее значение.

Типология личности Фрица Римана - 2

Шизоид стремится дистанцироваться от других людей, нарушение дистанции воспринимается, как угроза «Я» и, потому, пресекается.

Этот тип личности отличается неразвитым эмоциональным началом, испытывает значительные сложности в отношениях (особенно близких) с окружающими. В то же время, шизоиды, обычно, обладают развитым интеллектом, компенсирующим эмоциональную неразвитость.

Формирование этого типа относится к первым месяцам жизни ребенка, когда ему особенно необходимы тепло, забота и эмоциональный контакт с матерью. Недостаток всего этого приводит к страху перед окружающим миром, формированию базового недоверия к миру. Степень выраженности любого личностного типа колеблется в диапазоне от здорового до больного, от относительно легких расстройств к более тяжелым.

Выстраивая этот континуум, в случае с шизоидными личностями получаем: «Легкая затрудненность контактов — повышенная чувствительность — индивидуализм — оригинальность — эгоизм — чудаковатость — странность — аутсайдерство (манера держаться особняком) — асоциальность — криминальность — психотические расстройства» /Риман, 1999/.

Второй личностный тип — это депрессивная личность, испытывающая страх перед одиночеством и изоляцией. У этих личностей преобладает стремление любить и быть любимым, стремление к доверительным близким контактам. Они стремятся соотнести свое поведение с запросами и требованиями окружающих. В любых межчеловеческих контактах они сильно зависят от партера, испытывая постоянный страх утраты. Отдавая себя партнеру целиком, депрессивные личности утрачивают индивидуальность, отказываясь от собственных желаний, мнений и потребностей.

Формирование этого типа связано с длительным периодом зависимости от матери. После начального периода полной зависимости, мы должны учиться автономности, самостоятельности. Однако, бывает, что мать всячески этому препятствует, выполняя все желания ребенка и ограждая его от внешнего мира. Со временем, ребенок отказывается от собственной самостоятельности, скатываясь к пассивному безволию. В результате депрессивные личности редко ведут себя самостоятельно, пытаясь вернуться к ситуации детства, довольствуясь ощущением любви и безопасности, исходящим от окружающих.

Выстраивая континуум выраженности депрессивных наклонностей, получаем следующее: «Склонность к созерцательности, стыдливость — как мягкая интравертированность; скромность, робость; склонность к умственному и психологическому комфорту; склонность к пассивному ожиданию, нетребовательность к жизни; безнадежность, депрессия, меланхолия. Нередко в конце этого ряда стоят самоубийство или полная апатия, праздность или склонность к злоупотреблению наркотическими веществами, которые, уменьшая депрессию, временно укрепляют «Я» /Риман. 1999, 156/.

Третий личностный тип — это личности с навязчивостями, испытывающие страх перед изменчивостью и ненадежностью. Отсюда их стремление все оставить по-прежнему, приверженность раз и навсегда данным принципам. Это консерваторы, занятые проблемой собственной безопасности. Они стремятся все заранее запланировать и предусмотреть. Стремление удержать жизнь от изменений с помощью правил и схем приводит их к навязчивым психическим процессам.

Такие личности боятся любви, которая предполагает хаос, необузданность чувств и воспринимается как угроза. Они часто вступают в брак по расчету. Для них характерна выраженная воля к власти, опирающаяся на внутреннюю потребность властвовать (а значит, и контролировать) и подчиняться (наличие правил).

Формирование этого типа личности относится к периоду между двумя и четырьмя годами, когда ребенок впервые сталкивается с системой правил и запретов. Чрезмерный контроль, окружающий «выдрессированного» ребенка способствует формированию навязчивых расстройств. Строя шкалу навязчивых расстройств, получаем: аккуратность и пунктуальность — деловитость и выраженное чувство долга, надежность — преувеличенные трезвость и рассудительность, с развитым честолюбием — упрямство, деспотичность, автократизм — далее — навязчивые расстройства различной степени. Для навязчивых личностей с легкими расстройствами характерны приспособительные механизмы, ограждающие их от страха перед жизнью: скептики и излишне медлительные, педанты и брюзги, подхалимы и «фанатики здоровья» — аскетические ипохондрики. В конце этой линии стоят больные с навязчивыми расстройствами в узком смысле.

Последний личностный тип — истерические личности, испытывающие страх перед необходимостью и ограничением чувства свободы. Они боятся всяческих ограничений, традиций, порядка, так значимых для лиц с навязчивым развитием. Они живут по принципу «один раз — не в счет», или «если нельзя, но очень хочется — то можно».

Истерические личности всячески избегают любой ответственности, напоминающей им о необходимости. Они склонны идти на поводу у своих чувств, артистичны и, обычно, высокого мнения о себе. Истерики любят праздники и стремятся всегда быть в центре внимания, отличаются импульсивностью и несдержанностью.

Формирование истерической личности связано с периодом от четырех до шести лет, когда ребенок активно овладевает новыми поведенческими моделями. Здесь особенно необходимы чуткое руководство и стабильное окружение, дающее примеры для подражания. Если окружающая среда характеризуется неустойчивостью, хаотичностью, отсутствием четких правил, если с ребенком обращаются как с малышом, и он не имеет достойных примеров для подражания, — развиваются истерические наклонности.

Пытаясь определить линию возрастания истерических личностных особенностей, приходим к следующему: «жизнерадостно-импульсивные, эгоистичные и напористые — люди с нарциссическими потребностями к самоутверждению и желанием быть в центре внимания — лица с чрезмерной напористостью и влечением к контактам — папенькины доченьки и маменькины сыночки — истерическая лживость — театральность и бегство от реальности, вплоть до афер — «вечные подростки» — лица без четкого восприятия своей половой роли, нередко с гомосексуальными наклонностями: мужененавистницы и «донжуаны» — выраженные расстройства психотического характера».

Описываемые Риманом виды страха, служат индикатором духовной и интеллектуальной зрелости личности. Полноценная личность решает проблему страхов. «Преодоление страха — это победа, которая делает нас сильнее, уклонение от борьбы — это поражение, ослабляющее и уязвляющее нас» /Риман, 1999, 309/.

Разным личностным типам свойственна склонность к различным видам отклонений. Хотя предпринимались многочисленные попытки идентификации девиантных профилей различных личностных типов, все же до полной ясности в этом вопросе далеко. Однако, созданная Риманом типология эффективно используется многими практикующими психологами, что подтверждает ее ценность.

Комментарии: 5
  1. Alexey Loskutov
    18/12/2010 в 00:48

    склонность к самоубийству учту 🙂

  2. Roman
    23/12/2010 в 20:06

    Не могу согласиться, что депрессивная личность формируется из-за «длительного периода зависимости от матери»! Может любовь-не любовь, но не зависимость стопудово!

  3. Sheril Wolf
    05/01/2011 в 23:06

    Леша, стоит взять на заметочку =)))

  4. Sheril Wolf
    05/01/2011 в 23:11

    Роман, и Ваше мнение имеет место быть!

  5. Ольга Черныш
    16/05/2016 в 22:51

    Я шизоид. Но это хорошо. Потому что и правда все беды от людей. Лучше подальше держаться. Я в них не нуждаюсь, кроме нескольких человек которых мне хватает. Хотя я думаю, что нужно стремиться к универсальности и самодостаточности. Ведь это так хорошо уметь все самому, не унижаться ни перед кем. Свобода, независимость, разрушение стереотипов. Хотя в школьное время я наоборот была компанейской.

Добавить комментарий

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.