Теория приклеивания ярлыков

Рассмотренные нами теории, уделяя внимание тому, как общество провоцирует формирование девиантного поведения, не всегда подробно описывают этот процесс. К тому же, сам анализ причин формирования и проявления девиантного поведения проходит скорее в социально-философском русле, используя такие категории, как «социальная несправедливость», «жизненный шанс» и т.п.

Теория приклеивания ярлыков

С несколько иных позиций, акцентируя внимание на социально-психологических механизмах формирования девиантных наклонностей членов сообщества, подходит к данной проблеме теория приклеивания ярлыков.

Теоретико-методологической   основой  теории приклеивания ярлыков является символический интеракционизм Джорджа Герберта Мида, который рассматривал социальную жизнь как  постоянное взаимодействие людей и их окружения, как интеракции, в которых человеческое поведение в большинстве случаев определятся социальными ожиданиями и стереотипами.

Именно эта теория ученого из Колумбийского университета Ф. Танненбаума стала базовой в анализе формирования девиантного поведения.  Танненбаум ставит акцент на том, как общество реагирует на разного рода социальные отклонения и, таким образом, влияет на их последующее самовоспроизведение.

Определяя тот или иной человеческий поступок, как девиантное поведение, общество приклеивает ярлык. Получается, что ярлыки — это негативные оценки индивида обществом. Их действие двухсторонне: с одной стороны, они удерживают от антиобщественных поступков, но, с другой стороны, при неправильном их применении они могут спровоцировать антисоциальное поведение. О таком процессе Танненбаум говорит, как об чрезмерной драматизации зла. Данная теория и теория конфликта в данном случае имеют общую точку зрения о том, что социальное неравенство людей в обществе все таки влияет на то, какое поведение стоит считать девиантным, а какое — нет.

Теория приклеивания ярлыков ставит акцент на социальном характере процесса, в котором некоторые люди считают уместным приклеивать ярлык другим людям, называя их поведение девиантным. Привлекающим внимание событием оказывается и то, как человек, чье поведение оценено как девиантное, адаптируется к мнениям людей о себе в этой роли, другими словами, как индивид сживается с «ярлыком девианта».

Сторонники теории ярлыков утверждают, что всегда, когда какие-либо члены общества называются «преступниками», «алкоголиками» или «душевнобольными», имеет место процесс приклеивания ярлыков. Он включает в себя лицо или группу, приклеивающих ярлык и лицо или группу, к которым этот ярлык применяется. Ярлык — это негативное определение, фиксирующее место человека или группы на ценностной шкале «хорошо/плохо». Те, кто применяет ярлыки, являются агентами социального контроля, часто приклеивание ярлыков является частью их социальных функций. Приклеивание ярлыков имеет место также и в неформальных кругах, например, когда член семьи или друг называет кого-либо пьяницей, лжецом или психом. Те, кому приклеивают ярлык в этом процессе, являются девиантами. Таким образом, с точки зрения теории ярлыков, девиантом является любой, к кому ярлык девианта успешно применяется (Беккер, 1963).

Девиантное поведение обычно проявляется тогда, когда люди совершают поступки, не одобряемые большинством членов своей группы. Такие формы девиантного поведения, как преступность или шизофрения, могут возникнуть из-за личных проблем, особого образа жизни, условий социальной ситуации, в которой оказался индивид или иных факторов.

Ранее рассматриваемые нами теории фокусировали внимание на причинах девиантности, которые присутствуют в самих индивидах или окружающей их среде. Сторонники теории наклеивания ярлыков сосредоточились на официальных и неофициальных агентах социального контроля и ярлыках, создаваемых и применяемых ими. Если девиантные ярлыки не были созданы агентами социального контроля, то в этом случае, вероятно, нет девиантности. С этой точки зрения девиантность является не следствием действия, совершенного человеком, а, скорее, следствием применения другими правил и санкций к «нарушителю». Иными словами, никакое особое поведение не является в сущности девиантным само по себе, поведение становится девиантным лишь тогда, когда другие определяют его таковым.

Сторонники теории наклеивания ярлыков поддерживают точку зрения теории конфликта в том, что девиантный ярлык не применяется единообразно. Группы меньшинств, бедняки и малоимущие скорее получат ярлык девианта за какой-либо проступок, нежели более обеспеченные, привилегированные члены общества, которые ведут себя таким же образом. Индивидуальная странность нашего соседа может восприниматься, как признак психического заболевания, а та же странность в поведении эстрадной звезды может восприниматься, как «экстравагантность». Алкоголизм нашего соседа — это порок, тогда как алкоголизм известного киноактера — пикантный штрих к его портрету. Эти реалии, привели наблюдателей к выводу о том, что более вероятно ярлык душевнобольного применяется к людям, которые бедны, занимают низкое положение в обществе или находятся в похожих невыгодных условиях (Гоффман, 1959). Человек в более привилегированном социальном положении часто избегает ярлыка девианта, несмотря на проявление таких же форм поведения.

Продолжение следует…

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.