Теория дифференциальной ассоциации

Люди приобретают понимание социальных норм и моральных ценностей, необходимость им следовать и соответствовать непосредственно в процессе социализации личности. Известно так же, что нормы и ценности в разных обществах и социальных группах могут достаточно сильно отличаться друг друга.

Теория дифференциальной ассоциации

Теория дифференциальной ассоциации базируется на положении о том, что девиация — ни что иное, как продукт особых девиантных норм и ценностей.

Эдвин Сатерленд (1947), один из крупнейших американских криминологов XX века,  выдвинувший  эту теорию, считал, что девиантное поведение — это результат социализации личности.  Теория дифференциальной ассоциации акцентирует внимание на том, что индивиды могут быть социализированы группой людей, применяющих девиантное поведение и определяющих его, как абсолютно адекватное и нормальное. Название теории отражает идею о том, что люди ведут себя определенным образом, под влиянием своего окружения. Этот аргумент продолжает народную поговорку о том, что «с кем поведешься — от того и наберешься».

В классическом социологическом исследовании Ховард С. Беккер (1963) указал на важность наличия приятельских групп в приобщении к курению марихуаны. Когда люди начинают употреблять марихуану, они обычно полагаются на своих друзей, доверяя им сохранить запас наркотиков до тех пор, пока они станут относительно опытными потребителями. Более того, люди учатся получать удовольствие от воздействия марихуаны у своих друзей. Широко распространено в культуре употребления наркотиков мнение о том, что люди, которые говорят, что они не могут получить удовлетворения от марихуаны, просто не были правильно обучены ее курить, не курили с людьми, которые им нравятся или которым они доверяют. Исследование подтвердило важность социальной поддержки употребления марихуаны (Акерс и Кокран, 1985).

Теория дифференциальной ассоциации во многих своих положениях связана с теорией социального научения, которую мы кратко рассматривали ранее (см. содержание раздела девиантология), но в данном случае самым важным фактором оказывается процесс социализации. Основные положения теории Сатерленда сводятся к следующим понятиям:

1) преступное поведение ничем  принципиально  не  отличается  от других форм человеческой деятельности, человек становится преступником (агрессором) лишь в силу своей способности к научению;

2) преступное обучение включает восприятие криминогенных взглядов, привычек  и   умений,   которые   формируются  в   результате   негативных социальных влияний, подражания плохому примеру, и именно они лежат в основе преступного поведения;

3) человек обучается антисоциальному поведению не потому, что имеет к этому особые задатки, а потому, что эти образцы чаще попадаются ему на глаза; если бы тот же самый человек с детства был включен в другой социальный континуум, то он и вырос бы другим человеком.

Отсюда и название теории — дифференцированные, различные социальные влияния определяют процесс воспитания и взросления личности (социализации личности). Если ребенок вращается в респектабельном обществе, то он усвоит стандарты социально одобряемого поведения. Если, наоборот — социальное окружение ребенка криминализировано, то его скорее всего ждет карьера преступника.

Бихевиористские дополнения к концепции Сатерленда (Бергере и Акерс) подчеркивают, что антисоциальному поведению обучаются тогда, когда оно подкрепляется сильнее, чем социально одобряемое поведение. Если совершение актов девиантного поведения приносит положительный результат (например, престиж, уважение к «крутому» парню), то существует высокая вероятность успешного научения такому поведению и закреплению девиантных стереотипов в сознании субъекта. Ценность теории Сатерленда в том, что она представляет собой попытку объяснить девиантное поведение на основе анализа обычного, свойственного человеку способа научаться чему-либо.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.