Социологические теории девиантности

Разговор о различных концепциях девиантности, разработанных социологами, следует начать с конкретизации некоторых понятий. Если психологи, изучающие девиантное поведение, уделяют внимание тому, как и почему та или иная личность совершает девиантный поступок, то социологи изучают эту проблему с другой стороны.

Социологические теории девиантности

В поле их зрения попадают вопросы о том, каким образом социум создает условия, которые сподвигают его членов к совершению девиантных действий. Как бы там не было, следует помнить, что индивидуально-психологические особенности отклоняющегося поведения проявляются главным образом тогда, когда общество создает подходящие условия для их осуществления.

Теория социального напряжения, теория субкультур, теория приклеивания ярлыков, теория конфликта и теория дифференциальной ассоциации – признаны самыми знаменательными социологическими теориями девиантного поведения. Знакомясь с этими теориями, нужно отдавать себе отчет, что за каждой из них стоит своя философия. Психологи в своих теориях опираются на то или иное философское видение человека. Социологи опираются на то или иное философское видение общества.

Прежде чем перейти непосредственно к изучению и анализу перечисленных ранее социальных концепций девиантного поведения, предлагаю совершить небольшой экскурс в прошлое. Первым крупным социологическим исследованием, рассматривающим проблему девиантного поведения, следует считать «Самоубийство» Эмиля Дюркгейма. Самоубийство по большому счету представляет собой агрессивное поведение, которое направлено против самого же себя, другими словами аутоагрессивное поведение. Дюркгейм первым дал понять, что девиантный поступок, то есть самоубийство, является результатом взаимоотношений между обществом и индивидом. На изменение уровня самоубийств влияет не только наличие личностных качеств человека, а и специфика их социальных отношений. В разрезе этого вопроса особую важность представляет его концепция аномии, поясняющая, что для современного общества именно в этом состоянии таится наибольшая угроза.

Аномия — это состояние общества, при котором прежняя система регулирующих норм и ценностей уже не действует, а новая еще не сформировалась. Аномичное общество — это полностью и на сто процентов девиантное общество. Пояснением тому является точка зрения Дюркгейма относительно нормального общества. Нормальному социуму требуется «согласие умов» — общая система норм, убеждений и ценностей, регулирующая жизнь ее членов, при условии, что последние находятся в соответствии с данной системой.

В состоянии аномии общество представляет собой поле столкновений индивидуальных амбиций своих членов и регулируется правом силы. Это связано с тем, что каждый человек, по выражению Дюркгейма, представляет собой «бездну желаний». Сдерживать эти желания, и регулировать их направленность может только общество, ведь инстинктивных регуляторов у человека нет. Именно общество создает представления о том, что есть норма, а что — отклонение, в состоянии аномии понимание этих терминов достаточно размыто. Аномичное состояние — проблема современных обществ, так как именно с ним связано наибольшее количество совершенных преступлений и произошедших самоубийств.

В связи с этим, Дюркгейм указывал на патологический характер развития цивилизации: «…можно думать, что увеличение числа самоубийств вытекает …из особых условий, в которых осуществляется прогресс в наше время, и ничто не доказывает нам, что эти условия нормальны». Это при том, что определенный процент преступных деяний в любом обществе, по мнению Дюркгейма, — явление нормальное.

Трудно не согласится с классиком социологической мысли. В самом деле, предположить полное исчезновение антисоциальных деяний было бы абсурдным, хотя бы потому, что в человеческой истории не существовало общества, полностью избавленного от преступлений. Тем не менее, различные типы обществ значительно различаются по степени девиантности и криминогенности. И специфические условия развития современной Западной цивилизации отнюдь не говорят о том, что современные западные общества являют собой наилучший вариант социального развития.

Добавить комментарий

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.