Социальные технологии в жизни

В социальных системах мы часто видим разные явления внешне не связанные, но тем не менее связанные «скрытно» —  латентным образом. Приведем два примера.

Социальные технологии в жизни

Пример 1.  Одно исследование в США удостоверило огромный рост числа самоубийств среди детей и подростков. Среди самых юных самоубийства увеличились за последние годы на 300%.  В то время,  как среди взрослых — на 20%. Второе исследование (осуществленное Нью-Йоркским институтом передовых исследований) об избраннике, выбираемом при удобном случае женщинами, состоящими в браке, показало, что из 43% женщин изменяют собственному мужу с другим мужчиной.

Какова связь между этими фактами? Единственно возможной мотивацией самоубийств детей и подростков может быть страх противостоять жизни в одиночестве, до которого они доведены распадом семьи. Подлинная семья огораживает своих членов, поддерживает их и помогает им. Только отсутствие или недостаток такой семьи может вызвать у самых юных чувство отчаянного одиночества … Поведение жен, указанное этой статистикой, говорит не все: возможно, из аналогичного исследования явствовало бы, что поведение мужей еще хуже. Если жены и мужья имеют свои интересы вне семьи, частью которой они являются, сама семья оказывается формальной.

Пример 2. Несколько лет назад рекламное агентство Me Canu-Erikson захотело выяснить, почему спрей от насекомых «Raid» на некоторых рынках пользуется гораздо большей популярностью, чем ловушки для тараканов «Combat». В ходе интервью многие респонденты согласились, что «Combat» эффективнее потому, что убивает насекомых безо всяких усилий со стороны человека.

Агентство попросило самых активных покупателей спрея «Raid», имеющих невысокий доход, нарисовать «картину своей мечты». Все сто женщин, участвовавших в опросе, сказали, что насекомые ассоциируются у них с мужчинами. Большинство их чувств по отношению к тараканам было очень похоже на отношение к мужчинам в их жизни: «Таракан, как и мужчина, появляется только тогда, когда хочет есть». Этим разочаровавшимся в жизни дамам для реванша было достаточно наблюдать смерть насекомых в результате распыления спрея. Возможно, расставить ловушки «Combat» было бы проще, но чувства при этом уже не те.

Как известно, фрейдизм таким явлениям дает свое объяснение. Латентные социально-психологические механизмы не могут не сказываться и в социальных технологиях. В социальных технологиях, которые должны максимально приближаться к естественно-историческому процессу, они играют громадную роль. Они — передаточный механизм, через который оказывают или не оказывают свое влияние политические, экономические и другие воздействия на индивидов и их сообщества.

Поэтому при проектировании социальных технологий полезно помнить «три кита социальной психологии». Первый гласит, что на человеческое поведение оказывает определяющее воздействие непосредственная социальная ситуация. В одном эксперименте с испытуемыми-студентами старших курсов была проведена беседа о риске заболевания столбняком и важности вакцинации. Письменное анкетирование показало, что беседа оказала соответствующее влияние на изменение убеждений и установок студентов. Однако, фактически вакцинацию сделали лишь 3% испытуемых. Если же испытуемым, прослушавшим ту же беседу, давали карту студенческого городка с помеченным на ней зданием медпункта, то количество студентов, сделавших прививку, возрастало до 28%. Как видим, убеждения и установки не очень помогают предсказать, кто пойдет на прививку. И наоборот, более мощным средством прогноза оказывается информация о расстоянии до ближайшего медицинского учреждения.

Если выше изложенный ситуационизм продолжает традиции бихевиоризма, то следующий «кит» подвергает сомнению его исходные позиции. Он подчеркивает, определяющее влияние субъективной интерпретации на человеческое поведение. В известных исследованиях Стауферера американских солдат было показано явное расхождение в моральном духе, который проявлялся и в поступках, чернокожих солдат, расквартированных на юге и на севере США. Расквартированные на юге чернокожие солдаты были более довольны своей судьбой, чем солдаты, расквартированные на севере, независимо от того являлись они северянами или южанами. Чернокожие солдаты юга чувствовали себя обеспеченными, потому что сопоставляли себя, прежде всего, с неграми, жителями юга, которые были из-за сегрегационных законов в более суровых социальных и экономических условиях, чем солдаты. А чернокожие солдаты, расквартированные на севере, были недовольны и собой, и службой, так как сравнивали себя с чернокожими из числа гражданского населения. Однако последние имели и работу, и высокие заработки, которые им обеспечивали законы северных штатов.Сами интерпретации меняются, из-за чего происходит большое число важных социальных явлений, а также из-за различий между разными интерпретациями.

Третий концептуальный «кит», на котором покоится социальная психология — положение о том, что индивидуальная психика и сообщества должны рассматриваться как системы, пребывающие в состоянии напряжения. Это означает, что нет простых механических закономерностей, соотносящих отдельные стимулы с конкретными реакциями. И те, и другие встроены в динамический контекст, видоизменяющий и ограничивающий действие двух, выше отмеченных закономерностей. Напряжение может создаваться принадлежностью к определенной культуре, обуславливающей темпераментное отстаивание ценностей и убеждений данной культуры. Культура может и облегчать и затруднять внедрение комплексных представлений о социальной реальности. В данном случае речь идет и о субкультурах. Приведем пример.

В 50-60-х годах в США был осуществлен беспрецедентный проект по сносу трущоб. Городской квартал целиком освобождался от них. На освободившемся месте строились двадцатиэтажные дома в окружении парков и детских площадок. В эти дома переселялись бедняки, населявшие снесенные трущобы. По прошествии 20 лет, этот проект полностью обанкротился, и правительству пришлось сносить эти башни. Финансовые издержки исчислялись сотнями миллиардов долларов, а социальные подсчету не поддавались.

При изучении проблемы оказалось, что в старых домах жизнь была по своему сбалансирована. Физические условия существования в них часто были ужасающими, но в тех многоквартирных старомодных домах люди поддерживали тесные контакты, общались интенсивно. Вся система социальных связей была нарушена, когда людей переселили в многоэтажку. Уровень неформальных связей резко снизился. Новый дом предоставил минимум возможностей для развития личных отношений. Молодежь вынуждена была сидеть заточенной в квартирах или слоняться по уголкам парков. Преступность, страх и отчаяние полностью разрушили нищее, но некогда жизнеспособное сообщество обитателей бывших трущоб. Всего этого можно было избежать, если бы предварительно в нескольких городах выстроили бы по паре таких домов и года два понаблюдали бы за образом жизни их обитателей.

Итак, психолог-практик, принимающий участие в реализации социальных технологий, должен быть: 1. Ситуационистом; 2. Признавать решающую роль субъективной интерпретации; и 3. Динамическую природу когнитивных и социальных систем (другими словами их противоречивый диалектический характер).

Реформы, осуществляемые в разных обществах, представляют собой крупномасштабные социальные технологии. В последнее время успешные социально-экономические реформы были осуществлены в Германии и Японии. В настоящее время произведены реформы в Китае и в России. Реформа в Китае также как в Германии и Японии прошла успешно. Переход на рыночные отношения и здесь позволил поднять уровень жизни населения, укрепить экономику страны и само государство.

В России реформа привела к системному кризису всех сфер жизнедеятельности общества. Уровень жизни абсолютного большинства населения резко снизился, экономика пришла в упадок, ослабло государство. Анализ российского феномена показывает, что причины кризиса в стремлении реформаторов внедрить сразу в масштабах всей России именно те модели рыночных отношений, которые менее всего соответствуют менталитету российского общества.

Менталитет более всего воплощен в культуре народа. Следовательно, крупно масштабные социально-экономические реформы должны осуществляться с учетом культуры народа, вписываться в нее. Так это было сделано в Германии, Японии и Китае. Поучителен для России опыт Китая, в прошлом тоже коммунистического, в котором была тщательно соблюдена поэтапность реформ. Вначале новые рыночные отношения были опробованы в сфере мелкой торговли и обслуживания, затем в сельском хозяйстве. На третьем этапе — в промышленности. Для того чтобы обеспечить стабильность общества, политическая система не изменялась, а социально-психологическому благополучию общества способствовала защита и укрепление национальной культуры. В результате реформа стала общенародным делом.

Ничего подобного не наблюдалось в России с самого начала реформ. «Шоковая терапия» отторгла от реформ абсолютное большинство населения. Приватизация породила криминальный крупный и теневой мелкий бизнес. В страну через все центральные средства информации хлынула низкопробная субкультура западного толка, загнав по углам отечественную.

С социально-психологической точки зрения, все это поучительно в плане того, как в одних случаях через соответствующее отношение к культуре и образу жизни мобилизуется психология народа на поддержку крупномасштабных социальных технологий, в другом — она обращается против и обуславливает провал технологии реформ.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.