Социализация и закрепление норм

Социализация и закрепление норм

Мы выяснили, что для того, что бы жить с людьми нужно многое знать. Заметим, что это знание отнюдь не является врожденным. Всему, что мы знаем, нам приходится учиться. От рождения мы умеем только принимать пищу и избавляться от нее. Да и то, полностью самостоятельно мы можем только второе. В этом плане, мы могли бы позавидовать «братьям нашим меньшим». Поведение животных регулируется инстинктом — врожденной поведенческой программой. Например, пчела или муравей рождаются, уже зная и умея все, что им нужно знать и уметь. В поведении многих млекопитающих, хотя и играет роль научение, но все же инстинкты выполняют роль основных регуляторов. Соотношение приобретенного и инстинктивного поведения у человека и у животных выглядит примерно следующим образом.

Таким образом, наше поведение — результат обучения. В полной мере сказанное относится к нормативному поведению, поведению «по правилам». С раннего детства мы начинаем учить и усваивать правила. Мы учимся быть «нормальными» членами общества. Каждый из нас в полном смысле учится быть человеком. Как это происходит? На этот вопрос мы и постараемся ответить.

Читатель может возразить: «Разве быть человеком нужно учиться? Разве грудной младенец — не человек?» Давайте подумаем. Какой смысл мы вкладываем в понятие «быть человеком»? В контексте нашего изучения девиантности, важнейшей чертой человека является знание правил и норм взаимодействия. Маленький ребенок, конечно человек, но человек только в одном аспекте — биологическом. Он еще не является человеком ни в психологическом, ни в интеллектуальном, ни в социальном отношении. Из биологического индивида ему предстоит превратиться в социальное существо, с развитым интеллектом и гибкой психикой. Описывая этот процесс, ученые используют термин социализация. Нарушения этого сложного и длительного процесса являются одним из основных источников различных отклонений. Показательна в этом отношении история «Аверонского дикаря».

В 1799 г. в лесах Аверона на юге Франции охотники нашли мальчика, который, по-видимому, жил там один. Мальчик не был похож на человека в психологическом плане, а отчасти даже в физическом, он передвигался на четырех конечностях, ел как животное и кусал тех, кто к нему приближался. Обоняние и слух были у него чрезвычайно развиты. Он был способен ходить голышом в мороз или вытаскивать пищу из очень горячей воды, что не доставляло ему никакой боли. Он издавал лишь нечленораздельные звуки и крайне настороженно воспринимал людей.

Молодой врач Итар предположил, что данные симптомы — следствие ранней и длительной изоляции от людей. Итар был убежден, что путем надлежащего обучения ему удастся вернуть мальчика в лоно общества и дать ему возможность жить нормальной жизнью. Однако, после пятилетних усилий Итар вынужден был признать, что никогда, видимо, не достигнет своей цели. К юношескому возрасту Виктор (так назвали мальчика) научился узнавать некоторые предметы, понимал несколько слов и умел их произносить, мог написать и прочитать некоторые из них, не очень представляя себе их значение; но вскоре он перестал делать успехи.

Попытки приучить Виктора к общению потерпели полную неудачу. Он так никогда и не научился играть или вступать в какие-либо другие отношения с людьми, а его сексуальное поведение было в полной мере животным. Вплоть до смерти, которая наступила в возрасте около 40 лет, никаких изменений в его поведении больше не наблюдалось.

Как человек, Виктор был явно девиантом, хотя его можно было считать вполне нормальным для жизни в лесу. Он не знал и не мог пользоваться схемами реальности, используемыми другими людьми — т.е. не имел социально-адекватного знания об окружающем мире. Его психика, реакции и восприятие отличались от аналогичных свойств «нормальных» людей. Наконец, он не имел представления о морали или нравственности.

Таким образом, мы выделили три главных аспекта социализации: когнитивный, психологический и нравственный. Их разделение очень условно — все три аспекта тесно связаны между собой. Только совместное наличие всех трех аспектов обеспечивает надлежащее усвоение норм и правил социальной жизни.

Добавить комментарий

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.