Социометрия: диагностика взаимоотношений в коллективе

Тема межличностных взаимоотношений была и будет актуальна всегда. Ведь социальная жизнь невозможна без столкновения мнений, пересечения идей и просто несовпадения личных интересов. Любая группа людей – это живой организм, со своей температурой, давлением и аллергическими реакциями. Данные показатели здоровья распространяются, как на начальный класс в обычной средней школе, так и на совет директоров в ведущей нефтяной компании.

Что это такое?

Социометрия – это эффективный метод измерения взаимных симпатий и антипатий в коллективе. Данная методика Дж. Морено, популярного американского психолога и психиатра, позволяет решить следующие задачи:

  • измерить уровень сплоченности группы;
  • определить уровень авторитета, как руководителя, так и других членов группы;
  • обнаружить лидеров, отверженных и неформальные внутригрупповые сплочения.

Данный социально-психологический тест пользуется популярностью, как в американских, так и европейских компаниях. Не так давно и отечественные управленцы оценили его эффективность. Основа методики заложена в заполнении опросника, который отражает следующие факторы во взаимоотношениях с другими членами группы:

  • профессиональное признание;
  • личностное доверие;
  • эмоциональная близость.

Пример исследования

Опрашиваемые должны указать от 3-х до 5-ти фамилий, людей из их группы, на каждый пункт. Вопросы обычно составляются в произвольной форме в зависимости от особенностей группы. Примеры вопросов:

  1. С кем из своего отдела Вы бы пошли на серьёзные деловые переговоры?
  2. С кем из своего отдела Вы готовы поделиться о случившейся в вашей жизни трудной ситуации?
  3. Кого из своих коллег Вы бы пригласили на выходные, на рыбалку?

Написание фамилий происходит с указанием нумерации:

1) Иванов; 2)Петров; 3) Сидоров. Данный прием позволяет увидеть общую картину симпатий в группе и выстроить по порядку уровень предпочтений.

На основании данных результатов определяется социометрический статус каждого члена группы и составляется рейтинг сотрудников по каждому фактору: профессиональное признание, личностное доверие; эмоциональная близость. Полученная информация позволяет увидеть «звезд» и «аутсайдеров» в основных направлениях взаимоотношений в коллективе.

Социально-психологический тест рекомендуются для проведения в коллективах от 10 человек. Эта методика помогает увидеть не только теневую сторону взаимоотношений в коллективе, но и пробелы в работе руководителя. Следовательно, появляется возможность разработать план действий для улучшения ситуации.

Примеры выявленных проблем и рекомендуемые методы их решения:

Проблематика 1. Слабая связь с сотрудником №8 (не выбрал своего руководителя ни по одному фактору).
Рекомендация. Уделить больше внимания работе данного сотрудника, наладить эмоциональную связь.
Проблематика 2. Три «аутсайдера» в коллективе (никто из коллег не выбрал их ни по одному фактору).
Рекомендация. Организовать рабочие проекты и дополнительные задания с объединением «аутсайдеров» и «звезд».
Проблематика 3. Низкий показатель взаимных выборов в области эмоционального фактора во всей группе.

Рекомендация. Организация мероприятий, укрепляющих взаимоотношения в команде.

Социометрия, считается успешным инструментом, который определяет уровень удовлетворенности своим положением в группе для каждого из ее членов. Дж.Морено назвал этот метод именно так неслучайно. Ведь температура климата взаимоотношений в группе определяется, по мнению автора методики, не только общими характеристиками группы, но и внутренним состоянием каждого человека.

Добавить комментарий

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.