Сквернословие: форма девиантного поведения у детей и подростков

Девиантное поведение или поведение, нарушающее общепризнанные социальные нормы, — одно из явлений, которое сопровождает становление личности. Причиной его чаще всего становится негативное воздействие среды (друзья, особенности воспитания и отношений в семье), низкий уровень умственного развития ребенка, ограниченность кругозора. В то же время, поведенческие девиации проявляются и у детей с благополучным социальным окружением. Особенно ярко это проявляется у подростков. Чем ярче личность и разностороннее, тем сложнее происходит ее развитие: попытки «найти себя» через примыкание к различным субкультурам, исследование других способов поведения, в том числе характерных для взрослых, но запрещаемых детям (например, употребление алкоголя, табакокурение).

Одной из форм девиантного поведения является сквернословие.

Появление нецензурной брани в активном словаре ребенка может быть неосознанным и сознательным.

В первом случае, ребенок еще достаточно мал, чтобы понимать смысл произносимых слов. Он черпает их из речи родственников, «дворового» общения, телефильмов и т. п. Используя ругательства, он осваивает их, как и другие речевые конструкции, пытаясь выяснить значение, сферу применения, реакцию взрослых на употребление новой лексики.

Сознательно сквернословить чаще всего начинают подростки, переживая трудный этап вхождения во взрослую жизнь. Однако ругаться осознанно могут и младшие школьники и дошкольники, пытаясь обратить на себя внимание родителей и педагогов.

Как в таком случае реагировать на речевые эксперименты детей и что делать для их устранения?

1. Не реагируйте бурно на появление ругательств в речи ребенка, особенно дошкольного возраста. Скорее всего, он еще не понимает их значения. Комментируя услышанное, не говорите: «Ты еще маленький!», «В твоем возрасте это неприлично!». Тем самым у ребенка складываются неправильные идеалы того, как должен вести себя взрослый человек. Кроме того, такая формулировка дает ему почувствовать себя старше своих ровесников, опытнее и осведомленнее их. Лучше объяснить, что слова эти могут обидеть и создать неправильное впечатление о ребенке у других людей.

2. Не запрещайте. Рекомендуйте, советуйте, будьте положительным речевым примером, только не говорите открытого безапелляционного «нет», потому что запретный плод – сладок.

3. Выясните источник, откуда ребенок или подросток черпает отрицательные знания. Если это неблагополучная компания, постарайтесь найти альтернативную социальную группу для общения без речевых девиаций (например, запишите в новый кружок, смените место прогулок, уедьте на летние каникулы). Помогите сравнить стиль общения и самостоятельно выбрать более приемлемый для него. Постепенно отучайте ребенка от несоответствующих возрасту фильмов и передач.

4. Зрите в корень, с какой целью употребляются ругательства? Возможно, развивающейся личности не хватает внимания взрослых или наоборот ребенок требует возможности проявить самостоятельность? Бранью он может пытаться подтвердить свою значимость среди сверстников, самоутвердиться или протестовать против каких-то действий или поступков взрослых. Найдя причину, мягко и тактично устраняйте ее.

5. Будьте другом ребенку, разделяйте его интересы, выслушивайте его проблемы. В конце концов, и среди «правильных» взрослых мало найдется людей, ни разу не употреблявших нецензурные выражения. Старайтесь быть образцом для подрастающего поколения, доказывая, что интересным, успешным и услышанным в обществе можно быть и без сквернословия.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.