Работа с трудными подростками.

Асоциальное подростковое поведение – это отражение ошибок взрослых: родителей, учителей. Понятие «трудный» применяют к ребенку, если он плохо учится, чаще других вступает в конфликты со сверстниками, учителями, родителями, агрессивен, решает проблемы кулаками. В группу риска дети попадают, если были случаи воровства, лжи, употребления психоактивных веществ.

Довольно часто такое поведение подростка вызвано чувством своей несвободы. Это внутренний конфликт: «Я уже взрослый, а мне ничего нельзя». Но прежде чем делать конкретные выводы, определять подходящие коррекционные мероприятия, нужно понять причины отклоняющегося поведения.

Физиологические нарушения:

  • Нарушения внутриутробного развития плода, родовые травмы.
  • Нарушения центральной нервной системы, черепно-мозговые травмы, эпилепсия.
  • Психические расстройства.
  • Нарушения полового созревания.
  • Умственная отсталость или пограничные заболевания.

Социальные причины:

  • Семейные конфликты, развод родителей; многодетные семьи.
  • Неблагополучные родители – алкоголизм, наркомания, попустительский стиль воспитания, жестокое обращение.
  • Психолого-педагогическая запущенность; неадекватный стиль обучения и воспитания в школе; трудная учебная программа.

Психологические проблемы:

  • Нарушение эмоционально – волевой сферы.
  • Непринятие подростка социальной средой: сверстниками, педагогами, родителями.
  • Инфантильность, незрелость самосознания.
  • Личностный кризис, конфликт уровня притязаний.

Что нужно делать педагогам

Сначала необходимо изучение семейной обстановки, работа с родителями, близкими ребенка. Далее нужно исследовать и понять, каково социальное окружение сложного подростка. Классный руководитель, психолог и социальный работник должны наладить с ребенком общение, найти точки соприкосновения.

Вся работа с семьей, самим подростком ведется планомерно. В этой работе участвуют весь педагогический состав, родители. Выявив причины, составляется план и проводится коррекционная работа. В нее входят:

  • Индивидуальные и групповые консультации, как с детьми, так и с семьей.
  • Тренинги, беседы, дискуссии, ролевые игры, психогимнастика, элементы психодрамы.
  • В некоторых случаях возможен психоанализ. Эта работа проводится психотерапевтом со специальной подготовкой.
  • Возможно, понадобится консультация психиатра и назначение медикаментозного лечения после постановки диагноза.

Советы родителям

  • Создайте благоприятную атмосферу. Выработайте режим отдыха и труда. Ребенок претерпевает серьезные физиологические изменения, ему и так сейчас очень трудно.
  • Поймите, в этом возрасте на первое место выходит общение с друзьями.
  • Общайтесь с детьми постоянно и всегда. Не только когда начнутся проблемы, а с пеленок. Это как профилактика отклоняющегося поведения в будущем.
  • Не старайтесь навязать свой тип мышления, свою точку зрения. Подсказывайте, объясняйте без нравоучений. Дети должны чувствовать, что их мнение в семье значимо.
  • Ребенок в подростковом возрасте начинает оценивать уровень успешности родителей. Ваше отношение к работе, семейным обязанностям, супругам подросток копирует и переносит в свою личную взрослую жизнь.
  • Научите ребенка решать конфликты с ровесниками, взрослыми. Покажите приемы грамотного разрешения споров.
  • Вредные привычки формируются в той семье, где они практикуются. Подросток в сотни раз реже пробует алкоголь, табак, наркотики, если родители ведут здоровый образ жизни.
  • Поднимайте половые вопросы. Лучше ребенок получит знания об этой стороне жизни из уст родных и близких, нежели от друзей, на улице.

О трудных подростках и работе с ними очень наглядно объяснил Жак Фреско. Это 99-летний производственный инженер, промышленный дизайнер, основатель проекта «Венера», друг и ученик А. Эйнштейна.

Однажды он работал в одном неблагополучном районе Нью-Йорка в школе для трудных подростков. Он решил понаблюдать за тем, как в этом месте работают педагоги с плохими подростками.

Фреско спрятал записывающее устройство в одном из кабинетов. Социальный работник проводил беседу с учеником по факту сделанного подростком пистолета из водопроводных труб. Педагог изъял у мальчика самопал и отругал его: «Ты можешь глаза кого-нибудь лишить! Хочешь в тюрьму?! О родителях подумай!» Мальчик в ответ молчал.

Соцработник ушел, а парень сказал своему другу: «Ну и дурак!» — это он про соцработника.

Тогда Фреско пошел к педагогу и спросил:

— Ну как, вы поладили с Джонни?

Тот ответил:

— Да! Мы отлично поговорили. Думаю, мы нашли общий язык.

Фреско:

— Почему вы так решили?

Педагог:

— Я чувствую это интуитивно.

Тогда Жак дал ему послушать запись и соцработник разозлился:

— Вот неблагодарный! Как же так?

Фреско предложил соцработнику понаблюдать за ним. Жак пришел на встречу с детьми. Достал тот самый самопал и спросил:

— Это ты его сделал, Джонни?

Джонни:

— Да, я уже говорил, что он мой. Что еще надо?

Фреско повертел в руках пистолет и покачал головой.

Джонни:

— А что такое?

Фреско:

— Иди сюда. Смотри: этот, блин, баек скошен на 3 мм от центра!

Джонни:

— Да?..

Фреско:

— Если поставить две шайбы с этой стороны, тогда баек встанет точно по центру.

Джонни:

— Эй, ты тут работаешь?

Фреско:

— Что? Я? С этими дураками?! Не-ет.

Джонни:

— Можно я приведу сюда своих друзей?

Какой вывод? Вы, как взрослые, учителя, психологи, должны общаться с детьми на их языке. Это и называется «найти общий язык». Заслужите их доверие, расположите и станьте для них авторитетом. Общайтесь с точки зрения их интересов, а не своих.

Настоящее обучение и воспитание должно быть связано с реальным миром. Общение с трудными подростками «по учебнику» не принесет  результата.

Эксперимент Жака Фреско в той школе для очень сложных детей продолжился. Он принес детям другой пистолет:

— Я сделал его сам.

Дети удивились:

— Ух, ты! А как нам так научиться?

Фреско:

— Вам надо научиться чертить. Чтобы сделать пистолет, надо нарисовать его в трех проекциях.

Так, начав с обучения чертежам пистолета, он научил детей чертить водные лыжи и многое другое. Сегодня многие из них работают конструкторами.

А Жаку говорили, что IQ этих детей что-то около 50-55. До них никто не достучится. Как можно проверять коэффициент детей тестами, которые были составлены людьми в других жизненных условиях?

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.