Психология праздника.

Едва выделившись из природы, как разумное существо, человек начал праздновать. Праздновали в каменном веке, в древних цивилизациях, на всех континентах. Исследователи средневековья утверждают, что более 200 дней в году были праздничными. Современные календари почти не содержат буден.

Праздник как архетип коллективного бессознательного

Самый интригующий психолог ХХ века К. Юнг предположил, что некоторые представления людей являются врожденными и хранятся в коллективном бессознательном в виде архетипов. Десятки архетипов (мать, отец, герой, злодей, шут, мудрец, жизнь, смерть) предопределяют восприятие и поведение людей. Архетип праздника порождает необъяснимые ожидания, надежды, ритуалы и праздничные действия.

Обычно празднуют:

  • начало;
  • продвижение;
  • завершение чего-то важного.

Новый год, рождение ребенка, Первый звонок, создание семьи, новоселье. Переход в новый класс, получение воинского звания, карьерный подъем. Окончание школы, завершение страды, сдача объекта. Религиозные праздники также связаны с началом, деяниями и завершением жизни святых.

Сердцевиной праздника является чудо. У каждого своя интуиция чуда, поэтому не будем и пытаться определить, что это. Все остальные элементы празднования — украшения, наряды, угощения, снятие ограничений, опьянение, превращения, состязания — призваны помогать появлению чуда.

Ожидание праздника

Подготовительные действия включают очищение и украшение дома, его наполнение припасами. То же самое происходит в психическом мире человека. Приводя в порядок вещи, он также раскладывает по полочкам мысли, воспоминания, чувства, запасается энергией для предстоящих бурных действий. Приборка часто сопровождается мечтательностью. Канун – время чистоты, тишины, красоты и ожидания чуда – многим нравится больше, чем праздник.

Праздник

Время расходования сил, приемы, визиты, церемонии и бесцеремонные развлечения. Праздничное настроение — главный ресурс, но как раз оно особенно уязвимо. Гости пришли, запасы тают, шутки, конкурсы, трюки кончаются, локон развился и макияж поплыл. Время идет, а чуда нет. Вихрь праздничных событий все приводит в беспорядок в доме и в душе. Искажается восприятие, мухи превращаются в слонов, ссоры вспыхивают без видимой причины. Самые бурные супружеские скандалы происходят именно в праздники на глазах у сконфуженных гостей. Память изменяет, логика подводит. Публичность делает простые задачи сложными, и малыш не может прочитать заученного стихотворения. Освобождаются эротика и агрессия. «Драку заказывали?». Кому воспитание не позволяет, могут спорить о политике.

Но праздник и выручает. Сняты многие запреты и ограничения, можно шалить, дурачиться, и при наличии хоть капли импровизации и куража можно все быстро обратить в шутку, повернуть в свою и общую пользу. Эмоциональное заражение поддерживает настроение праздника.

Настоящее чудо это то, с каким творчеством люди дарят друг другу радость, которую будут помнить всю жизнь. Если радости нет – праздник прошел мимо, сколько бы ни было на него потрачено средств.

После праздника

Послевкусие праздника зависит от того, было ли чудо. Если праздник не случился, то от праздничных действий могут быть облегчение, что все закончилось, усталость или разочарование, стыд, вина и одна мысль: «прийти в себя и скорее уйти в работу».

Чудо праздника часто рождает новые отношения, союзы, замыслы, проекты, ради которых необходимо и хочется прервать развлечения и заняться делом.

Психологический смысл праздника — обновить человека для нового периода жизни. В разной мере он реализуется у всех, исключая тех людей, кто празднует каждый день только потому, что ни одного настоящего праздника не видел.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.