Психология детей дошкольного возраста.

Уникальная пора дошкольного детства охватывает довольно большой промежуток времени, начиная от 3 лет и заканчивая 6-7 годами. Это период активного увеличения физических показателей и еще более интенсивного развития. Необходимо знать, понимать и непременно брать во внимание, что эволюция и формирование черт личности в этом возрасте совершается в ходе ведущей деятельности, которой является игра. Играя друг с другом, дети отрабатывают новые образцы поведения, проходят адаптацию и социализацию и удовлетворяют насущную потребность почувствовать себя самостоятельными и похожими на взрослых. Всего этого удается добиться благодаря проигрыванию ситуаций из жизни значимых окружающих.

Игровая деятельность же тоже имеет свою динамику:

  • от 3 до 4 лет игра имеет характер постановочной, режиссерской;
  • к достижению 4-5 лет игра преобразуется в образно-ролевую;
  • в 5-6 лет чаще всего встречается сюжетно-ролевая игра;
  • к 7 годам деятельность приобретает черты игры по правилам.

В это же время осуществляется заметный скачок в развитии высших психических функции.

Речь. Двигаясь от этапа автономной на уровень активной речи в начале периода, речь путем интериоризации активно совершенствуется: пополняется словарный запас, усложняются грамматические конструкции предложений. К завершению дошкольного этапа взросления ребенок овладевает всеми формами устной речи (эгоцентрическая, монолог, диалог) а также производными от нее навыками чтения и письма. Речь играет наиболее значимую роль в развитии коммуникативных навыков, которые станут наиболее значимыми на последующем этапе.

Восприятие и мышление. Эти функции неразрывно связаны, ведь для всего дошкольного возраста свойственно пока еще непосредственное мышление наглядно-образного типа. Однако появляется возможность и произвольного восприятия, добавляется способность анализировать, обобщать (но еще не всегда по значимому признаку), устанавливать причинно-следственные связи – к завершению этого периода мышление обретает форму словесного.

Память. Память является самым выгодным козырем в возрасте от 3 до 7 лет. Ведь особенно в дошкольные годы запоминание происходит довольно легко и быстро. Первую половину периода процессы памяти запускаются непроизвольно – начиная с 4-5 лет, эти процессы преобразуются в произвольные и осознанные.

Касательно непосредственно вопросов формирования личности, здесь наблюдаются существенные изменения и новообразования в нескольких плоскостях.

Эмоциональная сфера. Эмоции, которые уже способен переживать и идентифицировать дошкольник, поэтапно становятся более сложнокомпонентными и глубокими. Представления и впечатления ребенка о социальной среде становятся все разнообразнее, что обогащает эмоциональный интеллект ребенка разнообразными настроениями, чувствами и состояниями.

Мотивационная сфера. Именно здесь происходит самое весомое изменение и новообразование. От действий под влиянием хаотичных побуждений ребенок переходи к мотивированному поведению – у него зарождается система мотивов, в которой начинает проглядываться некая иерархия, соподчинение. К семилетнему возрасту мотивы уже наделены различной значимостью и побудительную силу, большая часть из них направлена на формирование адекватной самооценки (мотив на достижение успеха, соперничество и тому подобное).

Самосознание. К концу периода появляется гендерная идентификация и самосознание как итог достижения определенного уровня развития, как личностного, так и интеллектуального.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.