Чтобы разрешить конфликтные ситуации, важно знать причины, которые их породили. Чаще всего эти причины обусловлены:
- недостатками организации трудовой деятельности;
- управленческими ошибками (неумение расставить людей в соответствии с их квалификацией и психологических особенностей, нечеткая постановка задачи и т.п.);
- неблагополучным социально-психологическим климатом в коллективе. Сильный руководитель управляет сильными подчиненными, чтобы лучше преодолевать проблемные ситуации. Слабый руководитель подбирает подобных себе и обычно утверждает: «У меня по этому поводу никаких мыслей. Делайте так, как считаете нужным. Может из этого что-то получится …».
Профилактика конфликтов способствует просвещению и популяризации конфликтологических знаний. В конфликтологической литературе выделяют первичную и вторичную профилактику конфликтов. Первичная профилактика конфликтов состоит в психологической образовании. Вторичная профилактика предусматривает непосредственную работу в группах риска, напряжения, противостояния, то есть в группах, имеющих высокий потенциал конфликтогенности.
Для предупреждения конфликтов необходимо знать разновидности типичных конфликтогенов:
- угрозы и приказы;
- отрицательная и необоснованная критика;
- насмешки;
- пренебрежительный тон, невежливое отношение;
- унижение достоинства, обидные прозвища;
- тщеславие;
- категоричность в суждениях;
- перебивание собеседника или повышение голоса для самоутверждения за счет унижения и обесценивания других;
- навязывание советов;
- сокрытие важной информации;
- допросы, что загоняют «в угол», или вызывают «чувство вины»;
- отказ от переговоров, обсуждение сложной проблемы;
- резкая замена проблемы;
- нарушение этики и т.д.
Нужно учитывать особенности поведения конфликтных личностей, которые нередко страдают различными комплексами, а также личностей, недовольных своим статусом в обществе, в семье, организации, требующих постоянного удовлетворения болезненного самолюбия и снятия внутреннего напряжения.
Психологи рекомендуют такие методы профилактики и предупреждения конфликтных ситуаций:
- не стремитесь во что бы то ни было доминировать;
- чаще улыбайтесь (улыбка всегда дорого ценится);
- говорите правду , но делайте это умело;- проявляйте доброжелательность;
- будьте независимы, но не становитесь самоуверенны;- не ждите справедливости для себя, если сами несправедливы;- помните, что хотя прямолинейность — это хорошо, но
- далеко не всегда;
- реализуйте себя в творчестве, а не в конфликтах.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.