Профилактика конфликтов в коллективе

Чтобы разрешить конфликтные ситуации, важно знать причины, которые их породили. Чаще всего эти причины обусловлены:

  • недостатками организации трудовой деятельности;
  • управленческими ошибками (неумение расставить людей в соответствии с их квалификацией и психологических особенностей, нечеткая постановка задачи и т.п.);

  • неблагополучным социально-психологическим климатом в коллективе. Сильный руководитель управляет сильными подчиненными, чтобы лучше преодолевать проблемные ситуации. Слабый руководитель подбирает подобных себе и обычно утверждает: «У меня по этому поводу никаких мыслей. Делайте так, как считаете нужным. Может из этого что-то получится …».

Профилактика конфликтов способствует просвещению и популяризации конфликтологических знаний. В конфликтологической литературе выделяют первичную и вторичную профилактику конфликтов. Первичная профилактика конфликтов состоит в психологической образовании. Вторичная профилактика предусматривает непосредственную работу в группах риска, напряжения, противостояния, то есть в группах, имеющих высокий потенциал конфликтогенности.

Для предупреждения конфликтов необходимо знать разновидности типичных конфликтогенов:

  • угрозы и приказы;
  • отрицательная и необоснованная критика;
  • насмешки;
  • пренебрежительный тон, невежливое отношение;
  • унижение достоинства, обидные прозвища;
  • тщеславие;
  • категоричность в суждениях;
  • перебивание собеседника или повышение голоса для самоутверждения за счет унижения и обесценивания других;
  • навязывание советов;
  • сокрытие важной информации;
  • допросы, что загоняют «в угол», или вызывают «чувство вины»;
  • отказ от переговоров, обсуждение сложной проблемы;
  • резкая замена проблемы;
  • нарушение этики и т.д.

Нужно учитывать особенности поведения конфликтных личностей, которые нередко страдают различными комплексами, а также личностей, недовольных своим статусом в обществе, в семье, организации, требующих постоянного удовлетворения болезненного самолюбия и снятия внутреннего напряжения.

Психологи рекомендуют такие методы профилактики и предупреждения конфликтных ситуаций:

  • не стремитесь во что бы то ни было доминировать;
  • чаще улыбайтесь (улыбка всегда дорого ценится);
  • говорите правду , но делайте это умело;- проявляйте доброжелательность;
  • будьте независимы, но не становитесь самоуверенны;- не ждите справедливости для себя, если сами несправедливы;- помните, что хотя прямолинейность — это хорошо, но
  • далеко не всегда;
  • реализуйте себя в творчестве, а не в конфликтах.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.