Проблемы отечественной психологии

Психология всегда интересовала иностранных и отечественных психологов, но именно с XIX в. на отечественном пространстве начали появляться работы ученых, которые рассматривали психологию в отрыве от религии и идеалистических мировоззрений. И. М. Сеченов один из первых стал на сторону материализма в психологии. Его работа «Рефлексы головного мозга» стала классикой, которую изучают все студенты – психологи. Также стоит отметить Н.Н. Ланге. Мы обязаны данному ученому появлению на отечественном пространстве экспериментальной психологии.

Но только к середине XX в. на отечественном пространстве появились ученые, которые начали активно развивать психологию. Наука того времени соединила в себе традиции естествознания, педагогики и философии, а также навеянные политическим состоянием в стране, идеи марксизма.

Так как психология только начала свое активное развитие, ученые занимались изучением различных направлений. Это стало причиной возникновения главной проблемы того века – отсутствие единства мнений.

Перечислим главные позиции психологов того времени:

  1. Установка как единица анализа психологических явлений. Возглавлял эту школу Д.Н. Узнадзе. Его учениками были Ш.А. Надирашвили, Н.И. Сарджвеладзе и др.
  2. Изучение общей и педагогической психологии как ведущих направлений. Данными областями знаний занимались представители школы Л.С. Выготского: А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец и др.
  3. Третьей ведущую школу возглавлял С.Л. Рубинштейн. Именно он написал легендарный труд «Основы общей психологии». Также к представителям данной школы можно отнести С.Ф. Анисимова, А.М. Матюшкина и др.

Но представители всех направлений признавали необходимость решения следующих проблем в психологии:

  1. Включение психики и сознания в контекст деятельности и жизни человека.
  2. Вопрос об изучении деятельности без отрыва от жизни и обучения человека.
  3. Создание науки, применяемой на практике. Науки, которая будет полезна каждому гражданину, которая сможет помочь в решении повседневных проблем. Например, Б.Г. Ананьев и Д.Н. Узнадзе смогли помочь раненым солдатам восстановить их способности воевать и работать, а также обеспечить их возвращение на фронт.
  4. Поиск ответов на вопросы, касающиеся личности. Ученые так и не пришли к единству мнений. Но личность изучалась во всех направлениях. Было выяснено, что протекание всех психических процессов зависит от особенностей личности (личностный принцип). Ученые выделяли структуру, изучали, каким образом формируется личность, при этом, стараясь, изучать все эти явления без ухода от деятельностного подхода.

Еще одной общей чертой работы психологов того времени было то, что на ведение научной деятельности влияли политические настроения в стране. Работа всех ученых находилась под пристальным присмотром правительственных органов. В своих работах психологи должны были помочь сформировать и воспитать идеального гражданина Советского Союза. И только после распада СССР психологи получили возможность работать, отталкиваясь исключительно на свои научные убеждения.

Добавить комментарий

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.