Прежде чем рассматривать понятие психодиагностики, нужно разобраться, что же такое вообще диагностика.
Диагностика – это определенный прием, деятельность, направленная на выявление существенных показателей.
Также можно сказать, что диагностика – это распознавание определенного состояния объекта, а также соотнесение его к какой-либо категории.
Непосредственно же психодиагностика может быть:
- во-первых, отраслью психологической науки, разрабатывающей способы и методы изучения определенного состояния объекта;
- во-вторых, конечным результатом психолога;
- в-третьих, заключением психолога о психических особенностях личности.
Психодиагностикой занимались такие известные ученые как Кеттел, Г. Эббингауз, Ф. Гальтон и другие.
В 1921 году Г. Роршахом была написана книга «Психодиагностика».
Оформление же психодиагностики как самостоятельной отрасли завершилось в 20-е гг. XX в.
Психодиагностику можно рассматривать с двух точек зрения. Психодиагностика как наука и психодиагностика как практическая деятельность. В первом случае психодиагностика использует принцип возможной оценки, во втором – использует систему методов и процедур для выявления и оценки определенных психических особенностей личности.
Предметом психодиагностики являются:
1. методы и методики
2. принципы
3. дифференциальная психометрика
4. нормативные требования к разработке
Впервые психодиагностикой начали заниматься в 1878 году после открытия В. Вундтом первой экспериментальной лаборатории в Германии.
Психодиагностика неразрывно связана с тестированием.
Начало тестированию положил английский биолог Ф. Гальтон. В одном из экспериментов он протестировал 9337 человек.
Помимо Ф. Гальтона в дальнейшем многие ученые разработали свои виды тестов. Примером могут служить К.Г. Юнг, Роршах, Кеттел и другие.
В России же первая экспериментальная психология появилась в Казанском университете в 1885 году. Однако в 1936 году практика тестов была остановлена более чем на 40 лет.
Существует 4 ситуации психодиагностики:
1. консультация психодиагностики;
2. принудительное обследование;
3. отбор – ситуация в которой обследуемый самостоятельно принимает решения;
4. аттестация – высший уровень контроля.
Цель психодиагностики – установление причин, которые обуславливают определенное состояние.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.