Потребительские стереотипы.

Потребительские стереотипы – это рассуждения и представления покупателя об определенной группе товаров или проходящих акциях, или формирование мнения о компании в целом.

Стереотипы потребителя накапливаются в течение всей жизни человека.

На создание основы их фундамента влияют следующие факторы:

  • социальное положение;
  • материальное положение;
  • национальность;
  • гендерные различия;
  • возрастные особенности;
  • опыт приобретения товара или пользование услугой ранее.

Психология потребителя – это тонкая наука, отражающая нацеленность поведения покупателя на конкретный результат: исполнение своих желаний, либо удовлетворение потребностей.

Потребительские стереотипы

Чтобы изучить поведение потребителя и понять, почему возник такой стереотип, необходимо обратиться к одному из направлений психологии – гештальту. Он выделяет следующие принципы:

«Айсберг»

Все, что кажется явным лежит только на поверхности, для выявления истинной мотивации необходимо копнуть намного глубже в сознании личности.

Если взять, например, стереотип потребителя, различающийся по гендеру – мальчики всегда носят голубое, девочки – розовое. Парень, который привык следовать этому принципу, никогда не купит себе розовую майку с изображением заката. Кажется все просто. На самом деле, если заглянуть глубже в его подсознание, там могут открыться совсем другие детали. Он может быть из многодетной малообеспеченной семьи, где до его появления на свет было 5 сестренок, соответственно вещи переходили от одного ребенка к другому. В основном они носили красные, розовые, сиреневые цвета. В школе его обижали и назвали девочкой, принижая и уничтожая в нем мужские черты, создавая глубокую душевную рану. И вот став уже взрослым человеком, рука сама тянется в магазине к «мужскому» цвету.

Динамический

Стереотипы не статичны. Они могут меняться, преобразовываться в зависимости от влияния на них различных факторов.

Может измениться финансовое положение и человек пойдет покупать не брендовый товар, который всегда в его представлении был эталоном качества, а аналог дешевле. Испробовав данный продукт, поймет, что отличие между ними незначительное. И тем самым в его подсознании образуется новый стереотип.

Образ и символика

На формирование стереотипа огромное влияние оказывает реклама и тот образ, который мы видим по телевидению.

Если рекламируют детское питание, то ребенок всегда довольный, ест сам ложкой из банки. А родители смотрят на него и не нарадуются. У потребителя образовывается привязка – значит и мой ребенок будет его также есть. А если в ролике покажут еще людей в белых халатах, рекламирующих данную продукцию, значит это безопасное питание и рекомендовано врачами.

Почему часто в рекламах используют известных состоятельных людей? Потому что, видя знакомого человека на экране, невольно присваиваешь данному продукту хорошее качество и спрос.

Распространенные потребительские стереотипы

1. Стереотип «это выгодно».

Магазины очень любят устраивать распродажи. Потребитель покупает как можно больше по акции, думая, что дешево, и что завтра скидки не будет. На самом деле, это может оказаться залежалый товар с далеко недешевой ценой.

2. Стереотип «бренд = качество».

Покупатель, приобретая определенную марку товара, предполагает, что купил уникальность с хорошим качеством. На самом деле, как минимум 50% от стоимости продукции идет на то, чтобы разрекламировать продукцию. Можно купить более дешевый аналог с теми же характеристиками, но неизвестной фирмы.

3. Стереотип «все берут».

В психологии это называется стадным чувством. Человек руководствуется принципом: «если все берут, значит и мне это надо».

4. Стереотип «Праздник».

Новый год ассоциируется с мандаринами, шампанским и елкой. День рождение с тортом, цветами и воздушными шарами. Этот стереотип передается из поколения в поколение, его очень тяжело разрушить. И как только наступают праздники, магазины уже знают какой товар предложить в данное время населению.

Потребительских стереотипов существует огромное количество, и их образование зависит от личных особенностей каждого человека. Их называют еще привычками. Они тормозят развитие индивидуальных качеств, тяжело поддаются искоренению.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.