Почему ребенок агрессивный.

Почему ребенок агрессивный.

Агрессия – обязательная составляющая жизни. Когда нужно защитить себя, свой дом или близких, это чувство крайне необходимо. Все новое создается уничтожением старого. Выражение своей позиции и отстаивания мнения есть проявление агрессии. Без этого чувства выжить невозможно.

Причины «нормальной» агрессии.

Проявление ярости, злости – нормальное явление. Эта защитная реакция не требует особо повышенного внимания со стороны специалистов (психиатров, медиков) если причины агрессии:

  • негативное изменение семейных обстоятельств – ссоры, развод родителей, смерть близкого человека;
  • возрастной кризис – иногда трудно справляться с изменением гормонального фона и прочих физиологических изменений. Со временем кризис спадет, проявление агрессивных состояний снизится;
  • ухудшение социальных отношений и взаимодействий – проблемы с учебой, напряженная психологическая обстановка в детском саду, школе, с друзьями.

Такие причины повышенной агрессии обычно непродолжительные. Они не вызывают особую тревогу со стороны самого ребенка, педагогов. Это поведение легко объяснить: неблагоприятная обстановка дома, разногласия или затяжной конфликт с педагогами, друзьями, одноклассниками.

Достаточно проявления заботы, чуткого, понимающего отношения со стороны близких, взрослых, разговор или цикл бесед с психологом. Ребенок научится контролировать свои чувства, выражать эмоции по-другому.

Когда стоит обратиться за помощью к специалистам.

Другое дело, если злость, ярость, истерики, физическая или вербальная агрессия проявляется внезапно, почти беспричинно.

На что следует обратить внимание:

  1. проявление неадекватных реакций систематическое в течение длительного времени (месяц или более);
  2. жестокая, опасная агрессия – ребенок затевает жестокую драку; портит имущество сознательно, устраивает поджоги; может просто так напасть на одноклассника; мучает животных;
  3. проблемы с социализацией – потеря дружбы и доверия со стороны сверстников, педагогов, родителей.

Какая бывает агрессия, ее причины.

  • Инструментальная агрессия. Проявляется как способ добиться своего. Например, если ребенок отбирает игрушки, деньги у других детей, запугивая, угрожая, избивая их. Или если он, не желая делать то, что ему велят, он набрасывается на источник раздражения, дерется, кусается. При этом неважно, кто перед ним: сверстник, родитель, педагог или совершенно незнакомый человек. Причем это так называемая «спокойная агрессия». В таком состоянии ребенок скорее спокоен: он расчетлив, у него продуманы все действия.

Проявление агрессивной реакции – способ получить желаемое. Однажды поняв, что такие меры помогают легко добиться денег, игрушек или просто для того, чтоб его оставили в покое, ребенок берет на вооружение этот метод.

Что делать.

В таком случае необходимо выяснить причину поведения. Наказания, изоляция не улучшит ситуацию. Медикаментозного вмешательства не требуется. Наблюдение психолога, выяснение и изменение ситуации, вызвавшей этот способ добиваться цели, способствуют изменению поведения.

  • Импульсивная агрессия. Выражается во внезапных вспышках физической агрессии. Если ребенку хотя бы даже показалось, что его «задели специально», может последовать жестокое избиение.

Дети с импульсивными проявлениями агрессии «взрывные» во всем. Их видно сразу: они шумные, неусидчивые, предпочитают не играть со всеми детьми, а просто «носиться».

Причиной импульсивного поведения может быть синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Это неспособность контролировать свое поведение, усидеть на месте, удержать гнев. Отсюда возникает желание ударить. Неправильная работа лобных отделов головного мозга является причиной СДВГ.

Что делать.

Лекарственные препараты, наблюдение у психиатра, консультация психолога разрешают эту проблему. В процессе коррекционных мероприятий ребенок научается контролировать свое поведение, выражать свои чувства более мирным способом.

  • Аффективная агрессия. Проявление враждебных реакций как бы «волнами». То он спокоен, послушен, то внезапно взрывается: грубит, оскорбляет, может напасть с кулаками на сверстников, педагогов, родителей. Состояние начинается внезапно и заканчивается спустя 30 – 60 минут.

Возможные причины: необходима консультация психиатра, т. к. эти реакции могут быть следствием биполярного аффективного расстройства.

Что делать.

Купировать это нарушение деятельности головного мозга можно, применив медикаментозное и психотерапевтическое лечение. В процессе коррекции ребенок учится словесно выражать свои чувства, отслеживать моменты нарастающего раздражения, ярости и предупреждать об этом окружающих.

  • Агрессия как проявление страха. Он устраивает истерики, ломает вещи, дерется ни с того, ни с сего. Реакции выражаются, если есть какой-либо конкретный объект, негативно влияющий на внутреннее состояние ребенка: человек, ситуация (поход к врачу, в школу).

Возможные причины: постоянное непрерывное чувство тревоги, опасности, угрозы жизни может вызвать личностное расстройство – посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР). Если это заболевание выявлено — тревога, страх, ярость выходят из-под контроля и наблюдается в ситуациях без повода к такому поведению.

Что делать.

Наказание за эти проявления усугубит ситуацию и вызовет еще более бурную реакцию. Доверительный разговор, спокойное поведение родителей и обязательное посещение специалиста, помогут разобраться в причине приступов.

Названные симптомы и диагнозы могут устанавливать и подтверждать только психиатры, медики. То, что могут сделать родители:

  • быть доброжелательными
  • хвалить за положительные поступки
  • демонстрировать адекватное выражение негативных эмоций
  • быть терпеливыми
  • консультироваться с психологом и психиатром самим, чтобы больше и лучше понимать своего ребенка.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.