Память в психологии.

Память

Психология, как наука исследующая эмоциональную и рациональную области человеческого сознания, обычно не занимается такими разделами, как рефлекторная или генетическая память, и в первую очередь сосредоточена на изучении механизмов и методологическом совершенствовании осознанной работы с памятью. Осознанные виды памяти классифицируются в зависимости от срока хранения поступившей в сознание извне информации, и подразделяются на три основных категории:

  • сенсорная;
  • кратковременная;
  • долговременная память.

Сенсорная память имеет самый короткий срок хранения в сознании — всего лишь доли секунды, и удаляется из него сразу же, если «более высокие инстанции» восприятия не проявили к поступившей информации должного интереса — не сочли ее важной для человека на данный момент, либо в дальнейшем.

Кратковременная память занимает промежуток времени хранения до нескольких секунд, и служит базой для обработки и структурирования поступившей информации в виде смыслового блока, состоящего из нескольких характерных смысловых элементов, число которых ограничено — обычно не более семи. Формирование такого блока означает, что полученные данные имеют определенную степень важности для человека.

Долговременная память обладает потенциально неограниченным срок хранения и использования. Элементы долговременной памяти формируются либо серьезными эмоциональными всплесками, либо многократным повторным структурированием смыслов, а чаще обоими этими факторами. Архитектура долговременной памяти устроена так, что более важные на текущий момент смысловые конструкции оказываются более доступными, но при достаточном усилии или эмоциональном импульсе хранящаяся в памяти информация может быть всегда извлечена и использована.

В то же время, многократные эксперименты, проеденные большим количеством специалистов с помощью методики гипноза, довольно убедительно свидетельствуют в пользу того, что на самом деле память человека содержит практически всю полученную им на протяжении жизни информацию. Под гипнозом человек оказывается способным вспомнить все, что с ним происходило когда-либо — все, что он видел и слышал, вплоть до мельчайших подробностей. Это говорит о том, что архитектура памяти, ее способность структурировать информацию по степени важности, быстро извлекать, или наоборот — забывать ее в случае необходимости — механизм скорее фильтрующий и оберегающий наше сознание от огромного объема полученных данных, в постоянном присутствии которых мы не нуждаемся, и вероятно не смогли бы нормально функционировать и мыслить.

Не удивительно, что самые приятные и радостные впечатления навсегда сохраняются этим механизмом в области немедленной доступности, а неприятные и болезненные воспоминания быстро забываются и приводятся в активную стадию обычно только в случае возникновения каких-либо схожих ситуаций и опасностей. Вряд ли мы смогли бы чувствовать себя хоть сколько-нибудь комфортно, постоянно находясь под прессом негативных воспоминаний о пережитых страданиях и неприятностях.

С учетом знаний этих нюансов работы механизмов и архитектуры памяти, современная психология способна формировать довольно эффективные методики корректировки и планирования процесса запоминания и усваивания необходимой информации, а так же снижения негативного воздействия стрессовых факторов в воспоминаниях. Поскольку основными критериями надежности и доступности долговременной памяти являются их эмоциональная важность и позитивный ракурс восприятия, теоретически не так уж и сложно выстроить оптимальную методику, позволяющую усилить именно те области воспоминаний, которые мы сами планируем сделать долговременными. Именно поэтому игровая форма обучения оказывается в современной педагогике и преподавании настолько актуальной, а такие понятия, как «муштра», или «зубрежка», постепенно становятся пережитком прошлого, хотя еще не так давно были основными орудиями обучения, и считались непререкаемым стандартом.

Практически, естественные природные механизмы запоминания довольно длительное время использовались людьми в некой противоположной, искусственной форме — в «противофазе», при которой важность — один из основных критериев успешного запоминания, создавалась за счет нудного, гиперактивного подавления второго основного критерия — позитивного эмоционального фона, буквально выворачивая наизнанку естественный смысл механизма памяти.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.