Дифференциально-диагностический опросник (ДДО), он же опросник Климова на профориентацию, предназначен для выявления предрасположенности человека, которая выражается в его ценностных ориентациях, к определенным типам профессий.
Опросник Климова основан на предположении, что человек, пройдя необходимое и соответствующее профессии обучение, сможет выполнять любую работу, независимо от того, к какой категории из перечисленных ниже она относится. И вместе с тем, если бы у человека изначально была возможность выбора своего будущего и профессионального поприща, какой бы вид деятельности он на самом деле предпочел?
Инструкция к тесту
Ниже приведены 20 пар утверждений, которые раскрывают в сжатой форме тот или иной вид деятельности. Каждое утверждение в свою очередь имеет два буквенных обозначения — а и б.
Прочитайте каждое из двух утверждений внимательно, а потом выберите одного из них, проставив рядом знак «+», которое Вы сочли наиболее соответствующим и подходящим именно Вам. Можете поставить два знака «+», что будет говорить о еще большей привлекательности выбранного Вами вида деятельности. В случае, если выбранная работа Вам очень нравится Вы можете, поставить три знака «+».
Знаком «-» отметьте работу, которая Вам не привлекательна. По степени несоответствия данного вида деятельности Вашим предпочтениям, Вы можете поставить два знака «-», и в случае, когда эта работа очень не нравится Вам, поставьте три знака «-».
Содержание теста:
1а. Ухаживать за животными |
или |
1б. Обслуживать машины |
2а. Помогать больным людям, лечить их |
или |
2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин |
За. Участвовать в оформлении книг, плакатов, журналов |
или |
3б. Следить за состоянием и развитием растений |
4а. Обрабатывать материалы (древесину, ткань, металл, пластмассу и др.) |
или |
4б. Доводить товары до потребителя (рекламировать) |
5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи |
или |
5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты) |
6а. Содержать животных |
или |
6б. Тренировать товарищей (или младших школьников) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных) |
7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты) |
или |
7б. Управлять подъемным краном, трактором, тепловозом и т. п. |
8а. Сообщать (разъяснять) людям какие-либо сведения (в справочном бюро, на экскурсии) |
или |
8б. Художественно оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов) |
9а. Ремонтировать вещи (одежду, технику), жилище |
или |
9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках |
10а. Лечить животных |
или |
10б. Выполнять вычисления, расчеты |
11а. Выводить новые сорта растений |
или |
11б. Конструировать, проектировать новые виды изделий (машины, одежду, дома и т. п.) |
12а. Разрешать споры, предупреждать ссоры, убеждать, разъяснять, поощрять, наказывать |
или |
12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок) |
13а. Участвовать в работе кружков художественной самодеятельности |
или |
13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов |
14а. Налаживать медицинские приборы, аппараты |
или |
14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах и т. п. |
15а. Составлять точные описания, отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и т.п. |
или |
15б. Художественно описывать, отображать события (наблюдаемые или представляемые) |
16а. Выполнять лабораторные анализы в больнице |
или |
16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение |
17а. Красить или расписывать стены или помещения, поверхность изделий |
или |
17б. Осуществлять монтаж зданий или сборку машин, приборов |
18а. Организовывать культпоходы сверстников или младших товарищей (в театры, музеи), экскурсии, туристические походы и т. п. |
или |
18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах |
19а. Изготавливать по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания |
или |
19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты |
20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада |
или |
20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе и др.) |
Ключи к тесту:
После заполнения таблицы, состоящей из пяти рядов, каждый из которых соответствует конкретному типу профессии, по вертикали подсчитывается число знаков «+». Полученное число плюсов записывается в первую из трех пустых строчек внизу таблицы. Затем аналогичным образом подсчитывается число знаков «-» и их количество записывается во вторую пустую строку таблицы.
После этого по каждому из пяти вертикальных рядов необходимо проделать следующую операцию: из числа плюсов вычесть число минусов и полученный результат записать в последнюю пустую строку внизу таблицы.
При интерпретации результатов рекомендуется использовать не только показатели последней строки таблицы, в которой прописана общая сумма набранных баллов, но и показатели двух других строк: число плюсов и число минусов. Например, в столбце «Ч-Ч» содержится 7 плюсов и 1 минус, сумма соответственно получается 6; а в столбце «Ч-Т» содержится 13 плюсов и 7 минусов, сумма в итоге получается тоже 6; Вам в таком случае более соответствует профессия типа «Ч-Т», так как плюсов в данной колонке больше.
|
Ч-Ч |
Ч-Т |
Ч-П |
Ч-3 |
Ч-X |
2а |
1б |
1а |
2б |
За |
|
4б |
4а |
3б |
5а |
5б |
|
6б |
7б |
6а |
9б |
7а |
|
8а |
9а |
10а |
10б |
8б |
|
12а |
11б |
11а |
126 |
13а |
|
14б |
14а |
13б |
15а |
15б |
|
16б |
17б |
16а |
19б |
17а |
|
18а |
19а |
20а |
20б |
18б |
|
+ |
|||||
— |
|||||
Сумма |
Анализ теста и интерпретация результатов
Таким образом, в этой последней строке может появиться как положительное, так и отрицательное число. Полученный результат является показателем степени выраженности осознанной склонности к одному из пяти типов профессий, которые и закодированы в опросном листе под буквами Ч-Ч, Ч-Т, Ч-П, Ч-З, Ч-X:
Ч-Ч — профессии типа «человек — человек»;
Ч-Т — профессии типа «человек — техника»;
Ч-П — профессии типа «человек — природа»;
Ч-3 — профессии типа «человек — знаковая система»;
Ч-X — профессии типа «человек — художественный образ».
Человек — Человек (Ч-Ч).
Труд людей этой группы профессий связан с:
- воспитанием, обучением, тренировкой других людей (воспитатель дошкольных учреждений, детских домов, преподаватель в школах и других учебных заведениях, мастер производственного обучения, тренер по спорту и др.);
- медицинским обслуживанием людей и уходом за ними (врач, зубной техник, медицинская сестра);
- правовой помощью (судья, адвокат, юрисконсульт, работник милиции и т.д.);
- организацией людей, руководством и управлением ими (администратор, менеджер и пр.);
- изучением, описанием, исследованием других людей (социолог, психолог, журналист, следователь и пр.).
Человек- Техника (Ч-Т).
Труд людей этой группы профессий связан с:
- преобразованием деталей, изделий, механизмов (изготовление деталей, машин, механизмов вручную, на станках и автоматических линиях, слесарно-сборочные работы, монтажные и электромонтажные, строительно-отделочные, работы по добыче и переработке промышленного сырья, изготовление пищевых продуктов);
- обслуживанием технических объектов (наладка и обслуживание оборудования, управление станками, машинами, механизмами, транспортными средствами и строительными машинами);
- восстановлением (восстановление и ремонт технического оборудования, изделий);
- изучением (контроль и анализ качества изделий и механизмов, испытание качества изделий).
Человек — Природа (Ч-П).
Труд людей этой группы профессий связан с:
- преобразованием, переработкой (садовник, технолог пищевой промышленности, рыбообработчик и пр.);
- обслуживанием, охраной флоры и фауны (работник лесного хозяйства, цветовод, птицевод, животновод и пр.);
- заготовкой продуктов, эксплуатацией природных ресурсов (охотник, рыбак, лесоруб, агроном, зоотехник и пр.);
- восстановлением, лечением (ветеринар, эколог, лесовод и пр.);
- изучением, описанием, изысканием (генетик, геолог, ботаник, зоолог, метролог и пр.).
Человек — Знаковая система (Ч-З).
Труд людей этой группы профессий связан с:
- преобразованием, расчетом, сортировкой (бухгалтер, экономист, почтальон и пр.);
- шифровкой, дешифровкой, распознаванием символов (стенографист, радист, лингвист, филолог, историк, математик, библиотекарь и пр.);
- управлением движения (диспетчер, инспектор ГИБДД и пр.);
- составлением и хранением документации (нотариус, архивариус, делопроизводитель и пр.);
- восстановлением, устранением искажений (корректор, редактор и пр.).
Человек — Художественный образ (Ч-Х).
Труд людей этой группы профессий связан с:
- преобразованием, созданием (архитектор, дизайнер, скульптор, модельер, художник, режиссер, композитор и пр.);
- исполнением, изготовлением изделий по образцу в единичном экземпляре (дирижер, музыкант, вокалист, актер, ювелир, реставратор, оформитель и пр.);
- с воспроизведением, копированием, размножением художественных произведений (мастер по росписи, шлифовщик по камню, маляр и пр.).
Ха-ха:) А вот и он — тест на профориентацию от Климова! Он конечно должен быть, это же классика для любого детского и школьного психолога, но хочется и чего-то нового. Ждемс!
Roman, в ближайшее время тесты на профориентацию обязательно пополнятся новыми и интересными методиками. Спасибо за фидбек и пожелания!
Немного устарел, мне кажется
Согласна, есть такое немножко