Негативное влияние общества на личность. Подростковый конформизм.

Социальная психология призвана заниматься изучением взаимодействия личности и определённой общественной группы. Находящаяся в социуме личность не может сохранять нейтральные взаимоотношения. Либо общество занимает доминантное, влияющее положение, либо индивид оказывает влияние на группу.

Люди, взаимодействуя между собой в силу заложенного в них инстинкта, постоянно преобразовывают, упорядочивают, переосмысливают, интерпретируют этот мир. И поэтому у них создаётся собственная шкала нравственных и духовных ценностей, непременно являющаяся результатом влияния извне.

На примере взаимоотношений подростков можно рассмотреть, как происходит оценочная деформация одной личности под негативным влиянием определённого культурного сообщества.

Влияние культуры на личность подростка

Сейчас трудно себе представить мир без культуры. Она непостоянна, лики её меняются. Мы живём в мире, созданной нами культуры, поэтому столкновения с ней неизбежны.

Подростки, как никто другой, более всего подвержены конформизму. Влияние культуры заметно проявляется не только в стиле одежды, которую носят молодые люди. Зачастую культура искажает моральные принципы общества и наносит неоспоримый вред личности подростка, у которого только формируются эти принципы. Она как пыльный воздух, который он вдыхает, не видя в нём вредных частиц. Но этот воздух методично отравляет его организм.


Также рекомендуем: теория приклеивания ярлыков


Культура общения некоторых групп подростков, искажая нравственность, навязывает определённый сленг, стиль, который выражается в демонстрации пренебрежения к другим людям, агрессии, отсутствию проявления доброты, искренности. Проявляются явные тенденции к таким позициям, как:

  • Релятивизм (отсутствие абсолютных жизненных принципов, где каждый сам решает, что есть справедливость и где нравственные принципы меняются в зависимости от обстоятельств);
  • Индивидуализм (нет более высокой цели, чем собственное благополучие и удовольствие);
  • Сенсуализм (чувства наиважнейший жизненный ориентир);
  • Презентизм (сосредоточенность на сиюминутном, желание получить всё сразу без усилий);
  • Материализм (отсутствие духовного мира и сосредоточенность на материальных благах);
  • Виктимизм (отсутствие всякого чувства ответственности, социальный инфантилизм).

Все эти тенденции опасны для формирующейся личности подростка. Как правило, ему самому они кажутся вполне безобидными и даже привлекательными.

Родительская ответственность

Родители же, видя такие внешние проявления, как эгоизм, постоянное недовольство, непокорность, бунтарство, неконтролируемый гнев, чаще всего осуждают не сам по себе проступок ребёнка, а средства и обстоятельства, которые к этому привели. Школа, телевидение, интернет, музыка – всё это, по их мнению, является причиной отрицательных изменений, происходящих в их подрастающем ребёнке. Но такие родители забывают о собственном предназначении. Именно они призваны к тому, чтобы обеспечить надёжные «фильтры», через которые подросток будет смотреть на этот мир.

Надежда есть

Родители должны помнить, что плохой поступок их ребёнка – это не повод для наказания, а прежде всего возможность оказывать влияние на подростка. Укреплять взаимоотношения с ним, терпеливо и настойчиво побуждать его размышлять над важными вопросами:

  • Каков смысл сделанного им?
  • Что побудило его так поступить?
  • Какая у него была реакция на обличение?
  • Что мешает ему правильно поступать?

Чтобы избежать негативного влияния, родителям важно учить подростков критически оценивать, интерпретировать, и анализировать явления культуры с точки зрения определённых моральных принципов. Задача мам и пап – научить детей оказывать влияние на окружающий мир с помощью этих принципов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.