Мотивация профессиональной деятельности

Методика мотивации профессиональной деятельности была разработана К. Замфир, в данном случае представлена в модификации А. А. Реана. Ее следует использовать для диагностики мотивации профессиональной деятельности, в том числе мотивации профессионально-педагогической деятельности. В основу положена концепция о внутренней и внешней мотивации.

Мотивация профессиональной деятельности

Вы наверняка знаете, что речь о внутренней мотивации идет в том случае, когда деятельность сама по себе как таковая имеет значение для личности. Если же в основе мотивации профессиональной деятельности лежит стремление к удовлетворению любых других потребностей, например таких, как социальный статус, престижность, зарплата и т.д., то в данном случае следует говорить о внешней мотивации.

Внешние мотивы в свою очередь также разделяются на внешние положительные и внешние отрицательные. Внешние положительные мотивы, конечно же, более эффективны и более желательны в любом ракурсе, чем внешние отрицательные мотивы.

Инструкция к тесту:

Оцените по пятибалльной шкале приведенные ниже мотивы профессиональной деятельности по соотношению их значимости для Вас, где 1 говорит об отсутствии такового мотива, 2 – малозначимости данного мотива, 3 – весомость мотива видна, но не выступает решающим фактором, 4 – мотив достаточно значим, 5 – мотив очень значимый и решающий.

Содержание теста:

1 2 3 4 5
Мотив в очень незначи-тельной мере в незначи-тельной мере в не большой, но и не малой мере в большой мере в очень большой мере
1. Денежный заработок
2. Стремление к продвижению по службе
3. Стремление избежать критики со стороны руководителя или коллег
4. Стремление избежать возможных наказаний или неприятностей
5. Потребность в достижении социального престижа и уважения со стороны других
6. Удовлетворение от самого процесса и результата работы
7. Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности

Ключи к тесту:

После того, как содержание теста будет заполнено, подсчитайте получившиеся показатели внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной (ВПМ) и внешней отрицательной мотивации (ВОМ) в соответствии со следующими ключами к тесту:

ВМ = (6+7)/2

ВПМ =  1+2+5)/3 ВОМ = (3+4)/2

Показателем выраженности каждого типа мотивации профессиональной деятельности будет число, заключенное в пределах от 1 до 5 (в том числе возможно и дробное).

Анализ теста и интерпретация результатов:

На основании полученных результатов определяется мотивационный комплекс личности — соотношение между собой трех видов мотивации: ВМ, ВПМ и ВОМ. К наилучшим, оптимальным, мотивационным комплексам следует относить следующие два типа сочетаний: ВМ > ВПМ > ВОМ и ВМ = ВПМ > ВОМ. Наихудшим мотивационным комплексом является тип ВОМ > ВПМ > ВМ.

Любые другие сочетания являются промежуточными с точки зрения их эффективности. При интерпретации следует учитывать не только мотивационное соотношение, но и показатели отдельных видов мотивации. Например, нельзя два нижеприведенных мотивационных комплекса считать абсолютно одинаковыми:

вм впм вом
1 2 5
2 3 4

Оба они относятся к одному и тому же неоптимальному типу: ВОМ > ВПМ > ВМ. Однако видно, что в первом случае мотивационный комплекс личности значительно негативнее, чем во втором. Во втором случае по сравнению с первым имеет место снижение показателя внешней отрицательной мотивации и повышение показателей внешней положительной и внутренней мотивации.

По нашим данным, удовлетворенность профессией имеет значимые корреляционные связи с оптимальностью мотивационного комплекса педагога (положительная значимая связь, г = +0,409). Иначе говоря, удовлетворенность педагога избранной профессией тем выше, чем оптимальнее у него мотивационный комплекс: высокий вес внутренней и внешней положительной мотивации и низкий — внешней отрицательной.

Кроме того, нами установлена и отрицательная корреляционная зависимость между оптимальностью мотивационного комплекса и уровнем эмоциональной нестабильности личности педагога (связь значимая, г = -0,585). Чем оптимальнее мотивационный комплекс, чем более активность педагога мотивирована самим содержанием педагогической деятельности, стремлением достичь в ней определенных позитивных результатов, тем ниже эмоциональная нестабильность.

И наоборот, чем более деятельность педагога обусловлена мотивами избегания, порицания, желанием «не попасть впросак» (которые начинают превалировать над мотивами, связанными с ценностью самой педагогической деятельности, а также над внешней положительной мотивацией), тем выше уровень эмоциональной нестабильности.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии: 4
  1. Surasohems
    21/11/2011 в 16:07

    Беру методику в работу, однозначно.

  2. Sheril Wolf
    23/11/2011 в 23:52

    Она для этого и предназначена, берите!!!

  3. Evgenia
    03/12/2011 в 10:58

    перешлю HR-ру, нам как раз очередная аттестация грозит)

  4. Sheril Wolf
    03/12/2011 в 18:50

    Надеюсь, что методика пригодится …

Добавить комментарий

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.