Логотерапия Франкла — 2

Франкл считает, что есть три пути, связанные с различными типами ценностей. Первая — это ценности творчества. Мы можем обрести смысл давая что-то жизни. Осмысленный труд во имя высших целей — один из путей.

Логотерапия Франкла - 2

Однако многим людям он недоступен — многие виды труда дегуманизированы, связаны с рутиной, не позволяют видеть какой-то смысл, например, работа на конвейере: какой смысл можно найти в том, что бы десять тысяч раз в день закрутить гайку.

Тогда возможен второй путь, вязанный с ценностями переживания. Когда человек слушает прекрасную музыку, или наслаждается божественной красотой природы, вряд ли он может сказать, что его жизнь при этом бессмысленна. Однако, и эта группа ценностей может оказаться недоступной.

Франкл много лет работал в хосписах (учреждениях для неизлечимых больных). Люди страдающие и ждущие смерти — какой смысл доступен им? Здесь возможна реализация смысла в рамках ценностей отношения. Ни один человек не избавлен от того, что Франкл называет трагической триадой: боль, вина и смерть.

Эти феномены связаны со страданием. Страдающий от боли неизлечимый раковый больной может, тем не менее, найти смысл в том, как ему воспринимать его положение. Подчиниться боли или подняться над ней. Можно видеть смысл в том, что бы до самого конца мужественно переносить страдание, явив своей жизнью пример превосходства духа над смертью. Примеры, описанные Франклом в его наблюдениях во время работы в хосписах показывают, что человек может сохранять смысловую ориентацию до последнего момента, борясь со страданием.

Вина связана с тем фактом, что жизнь наша конечна и мы способны на непоправимые поступки. Мы ошибаемся и должны отвечать за свои ошибки. Как к ним относится — это тоже вопрос смысла.

Наконец, тот факт, что все мы смертны и делает нашу жизнь уникальный и неповторимой, ведь в противном случае ничто не имело бы смысла, все можно было бы  повторить. Каждое мгновение нам необходимо выбирать — какой выбор сделать. А то, что жизнь конечна, заставляет с особой ответственностью относится к каждому выбору — вполне возможно, что исправить уже не удастся.

Таким образом, логотерапия рассматривает человека, как существо ответственное, ищущее смысл и неразрывно связанное со страданием. Тревога, сомнения, мучительный выбор, неприятие себя таким, каков ты есть, в контексте того, каким ты должен быть — это нормальные человеческие феномены.

Девиантное поведение по Франклу, как раз и проявляется в отсутствии тревоги, сомнений и борьбы — это расценивается, как искусственная рационализация. Жизнь уникальна и разнообразна и каждый должен творчески искать свой смысл. Успокоенность означает, что воля к смыслу подавлена, вытеснена.

Главный вид девиантного поведения, согласно логотерапии — это экзистенциальный вакуум — потеря смысла существования. Ощущение пустоты и бессмысленности может быть заполнено либо погоней за удовольствиями, либо трудоголизмом, но это — признаки патологии. С ними связаны такие расстройства, как депрессия, самоубийства, сексуальные неврозы.

Психике нужно напряжение, связанное с разрывом между тем, что есть и тем, что должно быть. Самоуспокоенность — патологична. Во время войны, когда от народа требовалось чудовищное напряжение сил, процент психических расстройств и самоубийств снижался, по сравнению с самыми благополучными периодами.

Взгляд на человека, как на страдающее и ищущее смысл существо не является ни оптимистичным, ни гедонистическим. Это образ не «доброго от природы» существа, а, скорее, существа ищущего, каким ему быть. «Добрым» или «злым», «нормальным» или «девиантным» человек становится лишь в процессе реализации смысла или отказа от него. При этом, у человека нет гарантий, его жизнь, его поведение всегда связаны с риском, с негарантированностью, с ответственностью. Как говорит Франкл, «то, что сделано, навсегда сохранено для вечности — как хорошее, так и плохое».

Мы, лишь в общих чертах, рассмотрели некоторые взгляды на природу человека. Конечно, существуют и другие точки зрения по поводу феномена человека. Мы специально сосредоточились на гуманистическом направлении, учитывая растущее беспокойство ученых по поводу «кризиса человека».

На наш взгляд, сам этот кризис порожден идеологией гуманизма, сумеет ли гуманизм его преодолеть — вот в чем вопрос. В любом случае девиантолог, изучая отклонения в поведении, не свободен от личностного отношения к понятиям «хорошо»/«плохо». Содержание этих понятий — дело глубоко личное, мы стремились, лишь дать пищу для размышлений.

Комментарии: 2
  1. pseudowords
    24/03/2011 в 03:28

    Хм… даже такое бывает.

  2. Sheril Wolf
    24/03/2011 в 10:14

    Я бы даже сказала, что такое было, есть и будет …

Добавить комментарий

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.