Личностный дифференциал Бехтерева

Методика личностного дифференциала (ЛД) создана и проработана на основе современного русского языка, поэтому отображает существующие в нашей культуре представления о личности и ее структуре. Сотрудники психоневрологического института им. В.М.Бехтерева успешно адаптировали данную методику к нашему менталитету.

Личностный дифференциал

Методика личностного дифференциала была создана как компактный и валидный  инструмент, направленный на изучение свойств личности и  ее межличностных отношений. Цель данной методики заключается в возможности ее использования прежде всего в психодиагностической практике, а также в клинической и социально-психологической работе.

Процедура отбора шкал для теста

Методика личностного дифференциала сформирована путем репрезентативной выборки слов современного русского языка, который описывает черты личности с дальнейшим изучением существующей в культуре и развивающейся у каждого человека в результате усвоения социального и языкового опыта внутренней факторной структуры своеобразной «модели личности».

Из толкового словаря русского языка Ожегова были отобраны 120 слов, обозначающих черты личности. Из этого исходного набора отобраны черты, в наибольшей степени характеризующие полюса 3-х классических факторов семантического дифференциала: оценки, силы, активности.

Случайным образом исходный набор черт был разбит на 6 списков по 20 черт. Применялись три параллельных метода классификации черт внутри каждого из этих списков.

1. По 100-бальной шкале испытуемые оценивали вероятность того, что человек, обладающий свойствами личности А, обладает и свойствами личности В. В результате усреднения вероятностей индивидуальных оценок получены обобщенные показатели представлений о сопряженности черт личности, составляющих так называемую имплицитную структуру личности, свойственную для всей выборки в целом.

2. Корреляции между самооценками по чертам личности. Испытуемые заполняли 6 бланков самооценок, каждый из которых был составлен из 20 черт личности и требовал оценить по 5-балльной шкале наличие их у испытуемого.

3. По 3-ом 7-балльным шкалам испытуемые оценивали 120 черт личности, представляющие факторы семантического дифференциала, в последующем оценки были усреднены.

В методике личностного дифференциала отобрана 21 личностная черта. В нескольких случаях исходный список не содержал одного из членов требуемой антонимичной пары и был дополнен. Шкалы личностного дифференциала заполнялись испытуемыми с инструкцией оценить самих себя по отобранным чертам личности.

Инструкция к тесту

В предложенном бланке представлены наиболее распространенные качества человека. Положительные значения этих качеств обозначены знаком плюс «+», а отрицательные знаком минус «-». Их степень оценивается по 7-балльной шкале. Порядок работы с методикой очень прост и заключается в выборе знака того или иного качества и определении степени его проявления по баллам:
— 3- проявляется очень сильно и очень часто;
— 2 — выражено достаточно заметно и часто встречается;
— 1 — проявляется иногда и слабо;
— 0 — трудно сказать, есть и то, и другое.

На основе выбранных знаков и степени выраженности качества обведите соответствующую цифру в таблице. Помните, что положительные и отрицательные качества людей, приведенные в таблице, постоянно меняются местами. Поэтому будьте внимательны в своих оценках.

Бланк для теста и ключи к тесту личностного дифференциала

Фамилия И.О. ______________________________ пол ______ возраст ______

О + 1 обаятельный 3  2  1  0  1  2  3  – непривлекательный
С – 2 слабый 3  2  1  0  1  2  3  + сильный
А + 3 разговорчивый 3  2  1  0  1  2  3  – молчаливый
О – 4 безответственный 3  2  1  0  1  2  3  + добросовестный
С + 5 упрямый 3  2  1  0  1  2  3  – уступчивый
А – 6 замкнутый 3  2  1  0  1  2  3  + открытый
О + 7 добрый 3  2  1  0  1  2  3  – эгоистичный
С – 8 зависимый 3  2  1  0  1  2  3  + независимый
А + 9 деятельный 3  2  1  0  1  2  3  – пассивный
О – 10 черствый 3  2  1  0  1  2  3  + отзывчивый
С + 11 решительный 3  2  1  0  1  2  3  – нерешительный
А – 12 вялый 3  2  1  0  1  2  3  + энергичный
О + 13 справедливый 3  2  1  0  1  2  3  – несправедливый
С – 14 расслабленный 3  2  1  0  1  2  3  + напряженный
А + 15 суетливый 3  2  1  0  1  2  3  – спокойный
О – 16 враждебный 3  2  1  0  1  2  3  + дружелюбный
С + 17 уверенный 3  2  1  0  1  2  3  – неуверенный
А – 18 нелюдимый 3  2  1  0  1  2  3  + общительный
О + 19 честный 3  2  1  0  1  2  3  – неискренний
С – 20 несамостоятельный 3  2  1  0  1  2  3  + самостоятельный
А + 21 раздражительный 3  2  1  0  1  2  3  – невозмутимый

Обработка результатов данного психологического теста производится с помощью ключа к тесту или бланка теста. Подсчитываются значения О (оценки), С (силы), А (активности). Их максимальные значения могут колебаться от +21 до -21. По нашей версии их количественные уровни могут иметь следующие значения:

— 17-21 — высокий уровень;

— 8-16 — средний уровень;

— 7 и менее — низкий уровень.

Интерпретация

При применении методики личностного дифференциала для исследования самооценок значения фактора Оценки (О) результаты свидетельствуют об уровне самоуважения. Высокие значения этого фактора говорят о том, что испытуемый принимает себя как личность, склонен осознавать себя носителем позитивных, социально желательных характеристик, в определенном смысле удовлетворен собой.

Низкие значения фактора Оценки (О) указывают на критическое отношение человека к самому себе, его неудовлетворенность собственным поведением, уровнем принятия самого себя. Особо низкие значения этого фактора в самооценках свидетельствуют о возможных невротических или иных проблемах, связанных с ощущением малой ценности своей личности.

При использовании методики личностного дифференциала для измерения взаимных оценок фактор Оценки (О) интерпретируется как свидетельство уровня привлекательности, симпатии, которым обладает один человек в восприятии другого. При этом положительные (+) значения этого фактора соответствуют предпочтению, оказываемому объекту оценки, отрицательные (–) – его отвержению.

Фактор Силы (С) в самооценках свидетельствует о развитии волевых сторон личности, как они осознаются самим испытуемым. Его высокие значения говорят об уверенности в себе, независимости, склонности рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях.

Низкие значения свидетельствуют о недостаточном самоконтроле, неспособности держаться принятой линии поведения, зависимости от внешних обстоятельств и оценок. Особо низкие оценки свидетельствуют и указывают на остенизацию и тревожность. Во взаимных оценках фактор Силы (С) выявляет отношения доминирования – подчинения, как они воспринимаются субъектом оценки.

Фактор Активности (А) в самооценках интерпретируется как свидетельство экстравертированности личности. Положительные (+) значения указывают на высокую активность, общительность, импульсивность; отрицательные (–) – на интровертированность, определенную пассивность, спокойные эмоциональные реакции. Во взаимных оценках отражается восприятие людьми личностных особенностей друг друга.

При интерпретации данных, полученных с помощью методики личностного дифференциала, всегда следует помнить о том, что в них отражаются субъективные, эмоционально-смысловые представления человека о самом себе и других людях, его отношения, которые могут лишь частично соответствовать реальному положению дел, но часто сами по себе имеют первостепенное значение.

Использование метода личностного диффернциала

Личностный дифференциал может быть использован во всех тех случаях, когда необходимо получить информацию о субъективных аспектах отношений испытуемого к себе или к другим людям. В этом отношении личностный дифференциал сопоставим с двумя категориями психодиагностических методов – с личностными опросниками и социометрическими шкалами.

От личностных опросников он отличается краткостью и прямотой, направленностью на данные самосознания. Некоторые традиционные, получаемые с помощью опросников характеристики личности, могут быть получены и с помощью личностного дифференциала.

Уровень самоуважения, доминантности-тревожности и экстраверсии-интроверсии является достаточно важным показателем в таких клинических задачах, как диагностика неврозов, пограничных состояний, дифференциальная диагностика, исследование динамики состояния в процессе реабилитации, контроль эффективности психотерапии и т.д. Краткость метода позволяет использовать его не только самостоятельно, но и в комплексе с иными диагностическими процедурами.

От социометрических методов личностный дифференциал отличается многомерностью характеристик отношений и большей их обобщенностью. Как метод получения взаимных оценок личностный дифференциал можно рекомендовать к применению в двух областях: в групповой и семейной психотерапии.

В групповой психотерапии личностный дифференциал может быть использован для исследования таких сторон личности и группового процесса в целом, как повышение уровня принятия членами группы друг друга, сближение реальных и ожидаемых оценок, уменьшение зависимости от психотерапевта и т.д.

В семейной психотерапии может оказаться полезной та возможность сопоставления разных точек зрения на членов семьи (например, ребенка) между собой, которую представляет личностный дифференциал, а также возможность дифференцированной оценки эмоциональной привлекательности, статуса доминирования-подчинения и уровня активности членов семьи (например, супругов).

Полезным может оказаться варьирование предметов оценки (например, «каким должен быть отец», «идеальная жена», «моя жена думает, что я…») с последующим вычислением расстояния между идеальным и реальным, ожидаемым и реальным и т.д. Личностный дифференциал может помочь в определении действительной природы недовольства супружескими взаимоотношениями (недостаточная эмоциональная привлекательность, избегание ответственности и т.д.), уяснить роль ребенка в семейном конфликте.

Добавить комментарий

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.