Легитимизация норм

Люди — существа мыслящие и, как следствие, склонны во всем искать смысл. Мы не переносим бессмыслицы. Это в полной мере касается норм и правил. Как реагирует маленький ребенок на запрет «нельзя» или требование «нужно»? Правильно, — вопросом «почему». Одна из главных задач социализации — представить людям объяснения норм. Объяснить, почему нельзя одно, можно другое и нужно третье. Эти объяснения принимают различную форму на всем процессе социализации, постепенно усложняясь, подстраиваясь под когнитивное развитие ребенка, что впрочем, отнюдь не исключает возможности пользоваться относительно простыми объяснениями «на взрослом уровне».

Легитимизация норм

Объяснение норм преследует две цели: 1. объяснить, почему существует норма и почему ее нельзя нарушать (обычно это связывается с картиной мира); 2. заставить признать данную норму, сделать ее легитимной. Оба момента связаны, но это разные моменты. Ведь объяснить — еще не значит убедить, а социализация подразумевает именно последнее. Учитывая, что оба отмеченных момента в процессе социализации сливаются, мы будем называть объяснения норм легитимизацией, делая тем самым акцент на убеждении. В этом процессе можно выделить несколько стадий.

1. Дотеоретическая стадия: начинается с момента овладением языком, т.е. практически — с первых месяцев жизни. В языке уже содержаться нормативные структуры, упорядочивающие, классифицирующие и проясняющие реальность. Например, ребенка окружают люди. Некоторые из них появляются чаще других. С появлением одного из них всегда связаны положительные эмоции и ощущения: тепло, кормление, поглаживания, ласковый голос. Когда ребенок узнает, что носитель этих свойств называется «мамой», это уже программирует его реакции на «маму», одновременно являясь фундаментом для дальнейшего накопления нормативных смыслов в отношении «мамы». На этом первом уровне ребенок сталкивается с самыми простыми объяснениями-утверждениями, типа «так надо» или «так устроены вещи». Это уровень самоочевидного знания, формирующегося, как простая констатация фактов — «это так, потому, что это так».

2. Начально-теоретическая стадия содержит  теоретические обоснования в зачаточной форме.  Это уровень простых объяснительных схем, часто имеющих прагматическую направленность, связанность с конкретными действиями. Пословицы, поговорки, моральные лозунги, народная мудрость, сказки, легенды — вот примеры подобных объяснений. Ребенок знакомится с изречениями, типа «без отца дитя — пол-сироты, а без матери — полная сирота»   (легитимация  высокого   статуса  матери) или «яблочко от яблоньки недалеко падает» (возможная легитимация стремления быть похожим на родителей). На этой же стадии объясняются стереотипы поведения, скажем «мужчина должен быть мужественным, чтобы быть настоящим воином» или «девочки должны вести себя скромно, чтобы быть желанной невестой». Суеверия можно так же отнести к этому уровню: «нельзя просыпать соль, иначе случится несчастье» или «если вернулся, выйдя из дома — посмотри в зеркало, чтобы не было беды».

3. Теоретическая стадия подразумевает достаточно сложные схемы объяснения, с помощью которых нормативный порядок легитимизируется в терминах  развитой системы знаний. Эта стадия     отличается  от предшествовавшей уровнем интеграции. Легитимизация норм на этой стадии предусматривает понятные  и структурированные «системы отсчета»  для соответствующего комплекса норм. Возьмем, к примеру, комплекс норм-регуляторов сексуальности. Если на первой стадии ограничения существуют в виде простых запретов, например: «заниматься мастурбацией — плохо»; то на   втором   уровне   появится   объяснение: «будешь   мастурбировать — заболеешь». Третий же уровень  предполагает соответствующую теорию сексуальности:    «половое   влечение   заложено   в   человека   Богом,   для оставления  потомства  и выражения  любви,  использование  его  в  целях личного удовольствия — грех». Для объяснения на этом уровне необходимо сконструировать теоретическую схему, которая бы включала в себя и объясняла большую часть реальностей, имеющих отношение к норме. В нашем случае нужно объяснить, что такое мужская и женская сексуальность, ее место и роль в человеческих отношения, связь с другими, смежными нормами (например, самоограничение) и т.д.

4. Метатеоретическая стадия предполагает еще большую смысловую интеграцию, по сравнению с предыдущей. Если на теоретической стадии происходила смысловая интеграция реальностей, имеющих непосредственное отношение к норме, то теперь все сектора нормативной реальности интегрируются во всеобъемлющую картину мира. Четвертый уровень легитимизации представлен символическими системами, отражающими все уровни реальностей — от повседневности до религиозного опыта. На этом этапе формируется нормативно-смысловая матрица, упорядочивающая восприятие реальности и самовосприятие. Продолжая наш пример с нормами, регулирующими сексуальность, на метатеоретической стадии, мы получаем общую теорию сотворения мира Богом, концепцию спасения души, добродетели, греха, теорию человека и половых различий — все сложнее и сложнее многоуровневое здание религиозного знания.

Таким образом, на конечной стадии легитимизации, нормы должны быть интегрированы в общую картину мира, имеющуюся у индивида. Отсюда интересный вывод — нарушение даже отдельных норм, ведет к более или менее сильным изменениям картины мира нарушителя. Можно сказать и по другому — нарушение социальных норм общества означает несовпадение картины мира «девианта» и «нормальных людей». Можно указать и на одну очень важную проблему современного общества: отсутствие единой интегрированной картины мира. Мир, тиражируемый средствами массовой информации — плюралистичен.

Мировоззрение большинства наших современников представляет собой хаотичный сплав политических идей и лозунгов, научных теорий, религиозных и философских концепций (различных, разумеется), книжных и киношных штампов, и все это замешано на «здравом смысле» или его полном отсутствии. Современный человек от этого часто страдает — не очень понятно, что хорошо и что плохо, где правда, а где ложь. Это — ненормально (без кавычек), т.к. ясная картина мира — залог психического здоровья — в противном случае психика и интеллект перегружаются, пытаясь связать воедино несовместимое. Психика, как механизм адаптации не выносит неуверенности, противоречий, альтернативных реальностей — все это может содержать угрозу. Как следствие — рост  числа   стрессов,   нервно-психических расстройств, самоубийств, популярность тоталитарных сект (дают ясную картину мира, избавляют от сомнений, правда — в обмен на все остальное: волю, силы, деньги, жизнь).

Добавить комментарий

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.