Кто такие харизматичные люди и как стать таким?

В период преобразований или при постановке амбициозных целей менеджеры и руководители каждой организации и компании активно продвигают по служебной лестнице специалистов с харизматическими личностными качествами.

Харизматичный человек

Есть две новости: плохая (лишь 5 % людей имеют подобные способности) и хорошая (эти способности, при желании, можно развивать).

Что значит харизматичный человек?

Что же такое харизма, как протестировать себя на ее наличие, и главное — приобрести нужные навыки?

В древнегреческой мифологии термин харизма (переводится, как помазание) означал умение воздействовать на окружающих. В христианстве (в Новом и Ветхом Заветах) это слово трактуется, как «дар Бога» или «благодать». Существует легенда, что Господь наделил этим качеством Моисея перед тем, как он повел людей через пустыню, причем с земли благодать не забрал.

В современном же мире под словосочетанием «харизматичная личность» подразумевают умение привлекать, убеждать и вести людей за своими идеями.

Немецкий доктор психологии и автор многих бестселлеров Альберт Бирах в одной из своих книг «Нечто определенное» описывает харизматических людей так: «Они приносят блеск в будни и показывают всем, что означает идти по жизни, не жалея сил. Обладатели уникального качества своим присутствием заполняют все пространство, причем любого по величине помещения. При этом никто не может утверждать, что не находится под влиянием излучения, исходящего от такого человека».

Хотя, конечно, взгляды на харизму в научном мире расходятся. Одни считают, что харизматические способности — это навыки, с помощью которых яркие личности заставляют людей «плясать под свою дудку». Причем увлекаемые идентифицируют себя с идеями харизматика и воспринимают их (идеи) как свои собственные. А другие придерживаются мнения, что харизматический человек — всего лишь «продукт» окружения, т.е. он оправдывает ожидания, например, коллег или подчиненных, воплощая в себе общие ценности. Поэтому им и восхищаются. Однако и первые, и вторые пришли к согласию в определении пяти главных качеств, которые присущи людям, получивших «дар Бога».

  1. Эмоциональная чувствительность означает не только умение передавать свои эмоции, но и чувствовать душевное состояние визави, причем строить взаимодействие с человеком или группой людей, учитывая их настроение. А также быстро устанавливать такой эмоциональный контакт, при котором каждый присутствующий ощущает себя «единственным в кабинете или даже зале собраний».
  2. Эмоциональный контроль. Харизматические личности контролируют свои эмоции, причем используя их в качестве инструмента для достижения целей, не теряя, однако, искренности.
  3. Практически все люди, имеющие подобные способности, — прекрасные ораторы, т.е. воздействуют на собеседников не только эмоционально, но и с помощью слова.
  4. Харизматики тонко воспринимают все социальные и служебные взаимодействия.
  5. Самоконтроль в общении. Это важный навык, позволяющий сохранять самообладание и изящество при коммуникации с любой аудиторией.

К этому надо добавить, что тема «харизматического управления» — предмет исследования в американских и европейских высших школах. Так, психологи из 50 стран объединились в международном проекте GLOBOL (его инициатор — американский ученый Роберт Хаузе). Ставилась задача изучить вопросы «лидерства и харизмы». В масштабном анкетировании приняли участие более 20 тыс. респондентов — руководителей компаний на разных континентах. Именно тогда эмпирическим путем было выделено три основных признака харизматического управления: первый — «излучение» на подчиненных справедливости, цельности и нравственности, второй — индивидуальный подход к каждому рабочему и служащему и третий — способность интеллектуально управлять людьми, что означает посылать команде импульс следовать за вами. Вывод был очевиден: управленцы с такими признаками добиваются значительно лучших результатов, чем рациональные и здравомыслящие менеджеры, которые ставят цели, но игнорируют эмоциональный аспект. Причем последним, к сожалению, не удается достигнуть того, чтобы персонал компании идентифицировал себя с их идеями.

Как развить харизму?

Многие психологи считают, что харизма — это заложенное природой качество, причем в каждом человеке. Соответственно его можно развивать. Конечно, поначалу задача будет казаться сложной, однако она выполнима. Апробируйте на себе несколько советов:

  1. Будьте активны, экспериментируйте, попробуйте воплотить в жизнь свои идеи и даже «отложенные» детские мечты, при этом не «заморачивайтесь» над вопросом «Что же скажут люди?».
  2. Ищите собственные, оригинальные подходы при решении любой задачи или проблемы. Кстати, креативностью нас удивляет каждый ребенок, но сохранить этот дар на всю жизнь мало кому удается. А ведь именно искренность чувств и непосредственность — одно из основных качеств харизматической личности.
  3. Учитесь мыслить позитивно. В любых служебных и жизненных перипетиях находите положительные моменты и передавайте окружающим оптимизм и позитив, но не «транслируйте» искусственную и бесчувственную улыбку.
  4. Станьте убедительным. Для этого сначала научитесь не только слушать, но и слышать людей, а затем попробуйте понять мотивы поведения каждого человека (мысленно представив себя в его ситуации). И еще: ни при каких обстоятельствах, даже тогда, когда вас сильно допекли, не выражайте своего превосходства и не выставляйте визави в смешном или глупом виде.
  5. Выработайте чувство уверенности. Закомплексованные индивиды не бывают в центре внимания. Для этого смиритесь со своими недостатками, найдите достоинства (они есть у каждого) и настройтесь на успех, ведь люди уважают победителей и собираются вокруг них.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.