Как контролировать свои эмоции: практические советы

Абсолютно спокойных людей не бывает. Все периодически злятся, ссорятся, возмущаются. Но если приступы гнева зашкаливают, стоит научиться сдерживать свои негативные эмоции. Они способны как испортить личную жизнь, так и серьезно подорвать здоровье. Доказано: истеричные люди гораздо чаще остальных страдают болезнями пищеварения и сердечно-сосудистой системы.

Как контролировать свои эмоции

Выпить воды

Любой конфликт можно разрешить только в спокойном состоянии, в противном случае справиться с ним будет гораздо сложнее. Поэтому если злость настолько зашкаливает, что того и гляди вы начнете метать гром и молнии, самое верное – постараться прекратить ссору и отойти от человека, который вызвал этот шквал негативных эмоций. Удалившись на безопасное расстояние, выпейте стакан обычной воды. Проходя через пищевод, она активизирует блуждающий нерв: он уменьшает сердцебиение, восстанавливает дыхание и позволяет расслабиться – одним словом, снимает приступ гнева.

Если и после этой нехитрой манипуляции вы не можете прийти в себя и желание поскандалить не покидает вас, пройдитесь, займитесь уборкой, съешьте что-нибудь или полистайте красочный журнал. Так переключают внимание детей, когда они капризничают или выходят из себя, заливаясь слезами. Им тут же показывают что-то совсем иное, неожиданное, и они успокаиваются. Взрослые, когда волнуются, не сильно отличаются от детей. Так что данный прием должен сработать.

Важно! Есть еще одна практика, которую психологи рекомендуют для снятия нервного напряжения и расслабления. Несколько раз глубоко вдохните-выдохните. Причем выдох должен быть гораздо длиннее вдоха. Это упражнение помогает сбить учащенный пульс и приостановить выплеск эмоций.

Научиться говорить

Важно научиться неагрессивно выражать свои претензии. И тогда гнев из разрушающего превратится в «праведный». Постарайтесь каждую свою обиду, недовольство или претензию переворачивать, как песочные часы, то есть направлять их не на собеседника, а в свою сторону. Например, когда ваш мужчина в очередной раз не сделал то, что обещал, нужно сказать не «ты все время обманываешь себя», а «я расстроена, растеряна, готова лопнуть от злости». Когда мы говорим о том, что чувствуем, то говорим о себе, а не бьем наотмашь другого. Ведь когда вам высказывают претензию или смотрят недовольным (упрекающим, злым, ненавидящим) взглядом, реакция одна – защищаться. Даже если человек действительно виноват. Такова наша психология. Как в животном мире, где любой намек на нападение вызывает ответную агрессию.

Важно! Человеку свойственно включать бурную фантазию, накручивать себя и преувеличивать вину того, на кого направлена злость. В итоге мелочи и пустяки обрастают огромным числом несуществующих, часто надуманных деталей и вызывают не просто обиду, а самые настоящие гнев и ярость. Поэтому всегда старайтесь рассматривать ситуацию не только со своей стороны – ставьте себя на место второго участника конфликта. Не забывайте, что близкие люди (муж, подруги, родственники) не выполняют обещанного или делают что-то наперекор вам не из-за того, что не любят вас либо хотят причинить вам боль. Многие их поступки обусловлены невнимательностью, забывчивостью, обстоятельствами, а вовсе не дурным отношением к вам или простым нежеланием помочь. Как только вы это поймете и перестанете себя накручивать, количество скандалов значительно уменьшится.

Записать эмоции

Если вы скандальная особа, обязательно заведите специальную тетрадь и начните записывать в нее все, что раздражает вас, выводит из себя, вызывает злость, приводит в ярость. Особенно важно делать это в пик эмоционального напряжения, если есть возможность (а ее стоит найти). Пишите не задумываясь. Потоком. А потом, когда успокоитесь, проанализируйте записи. Сравните их. Так у вас получится вызвать повторяющиеся ситуации, понять, почему они возникают. Часто вовсе не окружающие люди, а наши завышенные требования к ним виноваты в возникающих ссорах, перерастающих в скандалы.

Важно! Самое же главное в борьбе с гневом, злостью, негодованием, раздражением – путем детального анализа понять, что является их причиной. Случается, что мы гневаемся вовсе не на близких людей, а на самих себя. Нам кажется, что окружающие не понимают нас и они во всем виноваты, а на самом деле мы – источник всех проблем, а точнее, наши страхи и комплексы. Люди садятся нам на шею, потому что мы им это позволяем, не выполняют наши просьбы, потому что мы не умеем их донести, грубят нам, потому что мы проявляем нерешительность и робость. Когда вы поймете, в чем именно ваша проблема, и начнете решать ее, волна плохих, провоцирующих эмоций схлынет сама собой. И гневаться уже не захочется.

Добавить комментарий

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.