Девиантное поведение и психология

Психология, как мы уже говорили, по праву претендует на роль одного из «родителей» девиантологии, науки, которая изучает девиантное поведение. В данном случае речь идет об одном из разделов психологического знания — психологии девиантного поведения, психологии личности или персонологии.

Девиантное поведение и психология

Этот раздел психологии включает в себя широкий спектр разных, зачастую противоречивых представлений о личности. Психологи, так же как и социологи, долгое время претендовали на монополию в области решения девиантологических вопросов. Хотя сегодня подобные представления большинству представителей научного психологического сообщества чужды, никто не отрицает заслуг психологии  в области изучения проблем девиантного поведения.

Чтобы прояснить, где предмет интереса психологии и девиантологии совпадает, а где расходится, присмотримся к этим наукам повнимательней. Что и с каких позиций изучает это направление психологии? Общеизвестно, что на нашей планете нельзя найти хотя бы двух абсолютно похожих людей. Каждый из нас — уникальная, неповторимая личность. Совершая одни и те же поступки, люди могут испытывать самые противоположные чувства. Например, участвуя в политическом митинге, один выражает свои убеждения, другой придерживается противоположных убеждений, но пришел из солидарности с товарищем, третий участвует просто от скуки. Стремление понять, что лежит в основе поступков человека — один из главных интересов психологии девиантного поведения.

У каждого человека есть свой внутренний мир. Свой особый комплекс представлений, эмоциональных реакций, переживаний, склонностей поступать определенным образом. По каким законам функционирует этот внутренний мир? Ответ на этот вопрос связан с тем или иным взглядом на природу человека. Скажем, если я склонен просыпаться по ночам от ощущения, что по мне ползают маленькие зеленые крокодильчики — это проявление свойственных большинству людей переживаний или повод для визита к психиатру?

Пытаясь ответить на эти и другие вопросы психологи создают теории личности. Что это такое? Коротко говоря, любая теория личности — это система идей, которая объясняет, что представляет собой человек, как он себя ведет и чем он руководствуется в своем поведении. Это — тщательно выверенные умозаключения относительно природы человека, которые обязательно должны иметь эмпирическое подтверждение. Теория должна не только объяснять прошлое и настоящее поведение человека, но и предсказывать будущее. Таким образом, теории личности описывают, объясняют и предсказывают человеческое поведение. Если теории этих функций не выполняют, они отвергаются научным сообществом, как недостоверные.

Скажем сразу — до согласия в среде ученых по основным вопросам психологии девиантного поведения пока еще очень далеко. Так З.Фрейд утверждал, что истинных мотивов своих поступков человек не осознает и направлено его поведение на удовлетворение инстинктивных потребностей. Американский психолог Б.Ф.Скиннер утверждал, что поведение людей не очень сильно отличается от поведения его подопытных голубей. Другой психолог, В.Франкл, утверждал, что человек стремится к поиску смысла жизни и в основе его поступков лежит осознанный и свободный выбор. Эти представления о природе человека по сути противоположны. С другой стороны, каждая из этих теорий объясняет какие-то аспекты человеческой природы. Следует понимать, что любая теория — это модель, упрощенное описание самого сложного объекта изучения — человека.

Несмотря на разницу в содержании каждой из теорий личности, наиболее серьезные вопросы во многом совпадают. При этом ответы даются, разумеется, разные. Что это за вопросы? Во-первых, это вопрос о структуре личности. Все психологи стремятся найти относительно неизменные характеристики психики человека, которые устойчиво проявляются в различных обстоятельствах в разное время. Каждый из нас на протяжении жизни чем-то отличается от других людей. Это объясняется неповторимостью структуры нашей личности. В то же время все мы во многом похожи. Эти различия и похожесть объясняются различными теориями по-разному. Однако любая теория личности рассматривает вопрос о том, что представляют собой стабильные, неизменные аспекты поведения человека.

Во-вторых, любая теория личности рассматривает вопрос о мотивации. Психологи стремятся объяснить, почему люди поступают так, а не иначе. Вопрос о мотивации затрагивает изменяющиеся, динамические особенности поведения человека. Почему люди ставят перед собой различные цели в течении жизни, и с различной степенью упорства стремятся к этим целям? Что побуждает человека к действию, и что направляет его поступки? — таковы распространенные варианты подобных вопросов. Разумеется, ответы на эти вопросы, даваемые в рамках различных теорий, так же отличаются друг от друга.

Третий компонент теорий личности — вопрос о развитии. Не секрет, что люди меняются с течением жизни. Пожилые люди ведут себя и воспринимают окружающий мир иначе, чем молодежь. На развитие человека действуют самые разнообразные факторы: наследственность, семья, школа, имущественное положение, принадлежность к той или иной культуре. Все это создает уникальный запас личного опыта. Какова роль тех или иных факторов в процессе развития личности? Каковы закономерности этого процесса? Без ответа на эти вопросы невозможно полноценное познание человека.

Четвертый блок вопросов, стоящих перед любой теорией личности — это вопросы психопатологии. Почему одни люди легко приспосабливаются к жизни в обществе, а другие испытывают затруднения при взаимодействии с окружающими? Почему некоторые люди склонны воспринимать окружающий мир совершенно по-другому, нежели большинство людей (например, всерьез подозревать, что все окружающие желают причинить им вред)? Наконец, чем «нормальная» психика отличается от «ненормальной»? Эти вопросы смело можно отнести к числу важнейших в психологии девиантного поведения.

Тесно связан с предыдущим пятый компонент любой теории. Речь идет о проблеме психического здоровья. Любая теории должна предложить критерии оценки здоровой личности. Психологи уделяют много внимания созданию портрета здоровой личности и разработке положений здорового образа жизни. Разумеется, ответы на этот центральный для психологов вопрос даются разные. Фрейд считал, что показателем здоровья может служить способность справляться с внутренней тревогой и достигать чувства удовлетворенности жизнью. Франкл, наоборот, утверждал, что внутреннее напряжение, борьба, переживание жизни, как драмы — есть условия и показатель здоровья.

Наконец шестой важный вопрос — это вопрос о терапевтическом воздействии на личность. Как помочь людям с различными психическими отклонениями? Возможно ли скорректировать эти отклонения и изменить больную личность? Это пожалуй наиболее актуальные вопросы, служащие критерием оценки практической значимости той или иной теории.

Из нашего краткого анализа проблемной области психологии девиантного поведения, видно, что три последних вопроса имеют ярко выраженную девиантологическую окраску. Действительно теории психопатологии, психического здоровья и возможностей терапии — дают девиантологам исключительно богатый материал для решения своих проблем. Что бы понять природу и причины девиантного поведения людей, девиантолог обязан быть компетентным в этих разделах психологии девиантного поведения.

Однако нелегкая девиантологическая доля не исчерпывается социологической и психологической компетентностью. Люди — слишком сложные существа. Мало того, что человек участвует в общественных отношениях и имеет свой неповторимый внутренний мир. Он еще и проявляет поразительную устойчивость некоторых психологических реакций, которые оказываются почти автономными от структуры общества или от того или иного типа личности. Другими словами, ничего не остается, как вступить на территорию социальной психологии.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.