Агрессивное поведение ребенка.

Агрессивное поведение ребенка — это реакция на внешние раздражители, выраженная в деструктивной форме: плаче, громком крике, строптивости, непослушании, нанесении ущерба, причинении вреда окружающим.

Социальные предпосылки агрессивности

Семейная среда и воспитание играют главную роль в становлении поведения малыша. Если родители, воспитатели, другие взрослые ведут себя грубо, пытаются подавить волю, ребенок будет вынужден защищаться.

Среди основных причин социального характера можно выделить следующие:

  • агрессия со стороны родителей, старших родственников;
  • авторитарный стиль воспитания;
  • дефицит внимания, гиперопека;
  • запреты, ограничения;
  • развод, конфликты в семье;
  • телевизор, компьютерные игры.

Агрессия, насилие со стороны родителей выражаются в регулярных наказаниях за мельчайшие проступки. Резкие слова, оскорбления, рукоприкладство складываются у малыша в определенную модель поведения, которую он усваивает с раннего возраста.

Дефицит внимания способствует тому, что малыш старается всеми известными способами вернуть его к себе. И, наоборот, если ребенку внушили, что он «пуп вселенной», то любое противоречие он тоже встречает вспышкой агрессии.

Запреты на самовыражение, окрики при попытках ребенка выплеснуть лишнюю энергию, заговорить громко или попрыгать, не всегда уместны. Энергия малыша обязательно должна находить выход, иначе он станет нервным и раздражительным.

Немаловажным фактором является и содержимое компьютерных игр, телевизионных передач. Особенно, если родители пренебрегают классикой в погоне за модой и «шедеврами» западного кинематографа.

Биологические предпосылки агрессивности

В отечественной психологии ведущее место занимает теория Б. Теплова о типах темперамента, в которой он утверждает, что эмоциональное реагирование зависит от природного темперамента малыша. Хотя «чистых» типов и не существует, всегда один проявляется более ярко. Именно он и определяет форму поведения ребенка.

Зарубежные психоаналитики выдвигают две теории, успешно объясняющие агрессивное поведение у малышей, подростков. Одна сводится к тому, что виновата во всем генетика. Вторая утверждает, что человек имеет два противоположных инстинкта — созидательный и разрушительный. Его поведение зависит от того, какой из них начинает при определенных условиях преобладать. Причем, ученые утверждают, что агрессию у таких детей нельзя преодолеть, ее можно только временно сдерживать.

Психокоррекционная работа с агрессивными детьми

В задачу психологов, социальных педагогов входит работа не только с агрессивными школьниками, дошкольниками, но и со всем ближайшем окружением: родителями, другими родственниками, друзьями. Независимо от выявленных причин агрессивного поведения, следует придерживаться определенной стратегии:

  1. Важным условием эффективной работы является развитие позитивной самооценки ребенка. Отсутствие со стороны всех, без исключения, взрослых «навешивания ярлыков».
  2. Следует полностью убрать приказной тон. Не стыдить, не унижать, не обвинять и не наказывать. Если малыш будет бояться, его страх может спровоцировать новые конфликты.
  3. По максимуму стараться хвалить ребенка. При этом важно находить и видеть именно реальные заслуги и достижения.
  4. Во время приступов необходимо успевать переключить внимание малыша или подростка на другое занятие, которое не будет его раздражать и провоцировать.
  5. Желательно обсуждать каждый негативный поступок наедине, после того, как агрессия спадет и ребенок успокоится. Объяснить, что гнев могут испытывать все, важно научиться его контролировать.
  6. Прививать навыки общения с окружающими людьми, со сверстниками, найти дело, которое ребенку понравится, превратить его в хобби. Увлечения — лучший способ снятия блоков и страхов, способных вызвать агрессию.
  7. Обучать методам снятия напряжения: использовать «мешочек для крика», стол с надувным молотком, занять спортом. Нельзя подавлять состояние и загонять агрессию вглубь.
  8. Демонстрировать только правильное отношение к людям, животным, неодушевленным предметам.
  9. Искусственно создавать ситуации, где ребенок будет успешным, уверенным, сможет помочь друзьям, перестанет бояться и защищаться. Для этого существуют методы изотерапии, сказкотерапии, игровые моменты.

Работать с ребенком нужно начинать при первых признаках агрессивного поведения, чтобы вредные привычки не укоренились. Впоследствии скорректировать их будет намного сложнее.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.